Н. И. Пирогов – это великий хирург, русский педагог и просветитель, разработчик системы народного образования.
Рисунок 1. Н. И. Пирогов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные принципы педагогической системы Н. И. Пирогова
В течении всей своей жизни, при написании трудов по педагогике и медицине, исследовании вопросов воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, Пирогов придерживался одного взгляда на построение образовательной системы: устранение сословно-крепостнических основ образовательной деятельности, доступность обучения разным слоям населения, что, по его мнению, отвечало насущным социально-экономическим потребностям и должно было обеспечить развитие страны, переход ее на лидирующие позиции на мировой арене.
Педагогическая система, разработанная Н.И. Пироговым, базируется на следующих принципах:
- Принцип поэтапного обучения. Каждый этап имеет свою направленность и завершенность, при этом обязательна преемственность между этапами обучения. Обучение начинается с наиболее простого, самого низкого уровня, каждый новый этап является более сложным и способствует полноценному личностному развитию учащихся.
- Принцип общечеловеческого воспитания. Образовательный процесс должен быть ориентирован на создание гражданина, наделенного социально значимыми качествами и навыками социально-полезной деятельности.
- Воспитание нравственно-ориентированной личности. Необходимо воспитать граждан, обладающих морально-нравственными ориентирами деятельности и нравственным кругозором.
- Принцип приоритетности родного языка. Процесс обучения и воспитания должен реализовываться на родном языке.
- Принцип ориентации на продуктивное общее образование. Общую образовательную подготовку Пирогов считал предпосылкой эффективного обучения в высших образовательных заведениях и развития квалифицированных профессиональных навыков.
- Принцип общего светского образования.
- Принцип автономности системы высшего образования.
- Принцип инновационной деятельности. Пирогов считал, что традиционные методы обучения и воспитания должны уйти в прошлое. Необходимо использовать современные методы организации педагогической деятельности, отвечающие тенденциям развития современного общества.
- Принцип самостоятельности. Обучение должно акцентировать внимание на развитии навыков самостоятельного познания.
- Принцип мотивации обучения. Образовательный процесс требует от педагога развития интереса учащихся к конкретной учебной дисциплине, курсу, теме занятия.
- Принцип дисциплинированности. Дисциплина лежит в основе качественного и эффективного нравственного и интеллектуального развития. Дисциплин должна основываться на гуманистических началах.
- Принцип наглядности обучения. Образовательная программа должна быть наглядно представлена учащимся. Только так, можно добиться ее адекватного и полноценного восприятия и освоения.
Рисунок 2. Идеи общечеловеческого воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Система народного образования Н. И. Пирогова и ее дидактические аспекты
Будучи противником сословных законов в образовательной сфере, Пирогов разработал свою систему образования, которая основывалась на гуманистических началах: любви к человеку, почитании человеческой личности, формировании нравственных начал в обучении и воспитании.
Целевым назначением педагогической системы Пирогова является формирование человека, подготовленного к вечной жизни его души т.е. Пирогов опирался на религиозные каноны и, считал, что земная жизнь является лишь недолговременным этапом развития человека, а потому, необходимо готовить его к жизни вечной.
Система народного образования Н.И. Пирогова имела следующую структуру:
- Начальное школьное обучение, являющееся общедоступным для всех слоев населения. Обучение длится два года и готовит к новому этапу.
- Прогимназия – неполное среднее обучение. Оно предполагает четырехлетнее обучение двух разных типов. Каждый из которых дает возможности перехода на определенную стадию следующей образовательной ступени.
- Гимназия – среднее обучение. Оно имеет трех и пяти летний срок обучения, в зависимости от образовательной программы, т.е. от совокупности дисциплин, которые необходимо освоить. Так, трехлетнее обучение имеет профессиональную ориентацию на освоение прикладных дисциплин. Пяти летнее обучение носит название классической гимназии и имеет общеобразовательный характер.
- Высшее образование – получение профессиональных навыков в университетах и иных учебных заведениях высшего звена.
Процесс обучения в системе народного образования должен иметь определенную дидактическую основу. Пирогов выделял ряд дидактических принципов обучения в системе народного образования:
- Принцип развития. Обучение должно быть ориентированным на личностное развитие учащихся. Для этого, необходимо исключить старые методы и формы обучения, внедрять новшества и передовой педагогический опыт;
- Принцип активизации мыслительной работы. Методы и средства обучения должны способствовать развитию мышления учащихся, активизации их познавательного потенциала и проявлению инициативы, развивать навыки включения работы мозга в решении различных образовательных задач;
- Принцип осмысленности обучения. Процесс обучения должен носить осознанный характер т.е. учащийся должен понимать его необходимость и важность, стремиться к получению определенной системы знаний;
- Принцип активности. Проявление активности и самостоятельности является приоритетным направлением развития каждого учащегося;
- Принцип наглядности обучения. Опора на наглядные средства обучения должна стать основой организации педагогического процесса на любой его ступени.
Каждый этап обучения дает возможность перехода на новый или осуществления определенного вида и уровня квалификации практической профессиональной деятельности.