Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культурно-образовательная среда как фактор воспитания

Понятие «культурно-образовательная среда»

В отечественной науке понятие среды тесно связывается с понятием личности. Процесс ее становления разъясняется через генетические стадии становления, сенситивные периоды, когда постепенно возрастает чувствительность к внешним воздействиям.

В педагогике термин «культурно-образовательная среда» в наше время применяется для осмысления множества образовательных категорий. Е. П. Белозерцевым он трактуется как «совокупность всевозможных критериев, в которых люди живут, обучаются и работают, человек развивается. Среда – это воздух, в котором дышит, живет и развивается человек». В соответствии с его пониманием культурно-образовательная среда – это и сосредоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, общественных критериев, в которых проходит жизнь и работа сельского и городского населения». В изыскании Д. А. Пряхина культурно-образовательная среда – это исторически образовавшиеся, функционирующие в диалектическом единстве образовательно-обучающая (семья, учебные заведения) и культурно-воспитывающая (учреждения культуры, мировоззренческие установки) сферы жизни.

В общенаучном смысле культурно-образовательную среду следует рассматривать как определенный элемент бытия, доступный для восприятия, в котором субъекты в ходе жизнедеятельности имеют возможность удовлетворять потребности в образовании, расширять методы познания мира, развивать личные качества.

Педагогическая сущность культурно-образовательной среды по отношению к личности заключается в том, посредством чего происходит формирование личности в течение жизни.

Содержание культурно-образовательной среды

Термин «культурно-образовательная среда» совмещает в себе весьма сложные междисциплинарные понятия - культуру и образование. Из этого следует, что среда выполняет две соответствующие функции: воспитательную и образовательную.

В целом это развивающаяся структура, отдельные элементы которой употребляются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. В связи с этим модель культурно-образовательной среды включает в себя:

  • пространственно-семантический компонент (архитектура школьных домов, дизайн жилища, различные знаки, настенная информация и т.д.);
  • содержательно-методический компонент (учебные программы, учебники, формы организации занятий, школьные объединения и т.д.);
  • коммуникационно-организационный компонент (распределение статусов и ролей субъектов, национальные и половозрастные особенности учащихся, стиль общения и преподавания, организационные условия и т.д.).
«Культурно-образовательная среда как фактор воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В культурно-образовательной среде действует принцип функционирования и трансляции культуры, включающий систему образования, различные культурно-просветительские учреждения, книги, культурно-информационную систему как средство распространения познаний.

Культурно-образовательную среду нужно рассматривать, во-первых, контексте ее духовного содержания, которое представлено уровнем культурного развития людей, их духовными потребностями и интересами, общечеловеческими и национальными ценностями, а также наличием священных мест, реликвий, храмовых комплексов. Во-вторых, следует учитывать общественные и материальные условия общества. При данном подходе вполне возможно расценивать качество среды через представляемые возможности, главнейшей из которых считается возможность образования.

Содержание культурно-образовательной среды в каждый отдельный период – это и сумма культурных ценностей в все времена, и итог культурно-исторического становления человеческого общества. Каждый блок накопленной информации для последующих поколений дает возможность культуре постоянно развиваться как единый организм. В культурно-образовательной среде работает множество разнообразных носителей информации, среди которых выделяют вещественные и личностные. Вещественные представлены прежде всего перечнем материальных предметов, используемых людьми в процессе жизнедеятельности. Личностные же носители – это сами люди, передающие друг другу знания, ценности, опыт.

Так, эти базовые элементы культурно-образовательной среды и ее субъекты в целом составляют единую многофункциональную систему, входящую в конкретную часть общественной жизни. Главным системообразующим принципом при этом выступает средовая жизнедеятельность, представляемая как отношение субъекта среды к его культурному окружению, в следствии которого устанавливается связь между основополагающими аспектами культурно-образовательной среды.

Культурно-образовательная среда в воспитательном процессе

В последнее время в образовательной практике и педагогической науке особо возрос интерес к изысканию роли среды в жизни человека и ее воздействия на становление личности ребенка. В общей педагогике парадокс среды глубоко проанализирован как правило применительно к социуму; значительно меньше научных работ посвящено вопросам функционирования школьной среды. Сегодня педагоги и психологи рассматривают различные аспекты функционирования воспитательной и образовательной среды школы. Инновационной проблемой становится изучение специфики культурно-образовательной среды школы.

Вообще культурная среда может быть рассмотрена на микроуровне - как среда образовательного учреждения, и еще на макроуровне - как пространство формирования и улучшения педагогической культуры в общем (университеты, школы, методические центры, педагогические средства информации и т.д.), а также педагогического воздействия на процессы становления личности в сообществе (средства массовой информации: телевидение, печать, Интернет, разные образовательные курсы и система образования в целом).

Культурно-образовательная среда как фактор воспитания

Культурная среда образовательного учреждения - это совокупность многообразных критериев. Среди них наличие традиций и инноваций, коммуникативные взаимодействия между участниками педагогического процесса, организационно-управленческая структура, духовно-нравственных аспекты, психолого-педагогические элементы. Все это по-своему оказывает влияние на культурно-образовательную среду, а она в свою очередь воздействует на процесс становления и развития подрастающего поколения.

Культурная среда образовательного учреждения во многом находится в зависимости от образовавшейся культурной среды района или населенного пункта, на территории которого оно расположено. Окружающая атмосфера может как содействовать образовательно-воспитательным процессам, так и мешать им. Так, например, провозглашение гуманистических идей, и ценностей как базисных в жизнедеятельности школы без их глубинного осознания и принятия со стороны педагогических обществ приводит к развитию атмосферы притворства, усилению недоверия, столкновениям между учениками и учителями, что ведет к утверждению авторитарных методов воспитания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot