Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблематика современных психолого-педагогических исследований

Основные проблемы психолого-педагогических исследований

В развитии психолого-педагогических исследований неизбежно возникают обостренные проблемы, связанные с теми или иными обстоятельствами образовательного процесса.

Эти проблемы представляют собой противоречия, требующие поиска гармоничного решения.

При этом проблема обязательно должна быть актуальной и истинной, то есть еще не решенной.

Среди множества методологических и теоретических исследовательских проблем выделяются следующие:

  • соответствие философских, общественных, эмоциональных и педагогических закономерностей при определении теоретических основ и решении главных задач педагогической работы;
  • приемы отбора методов для психолого-педагогического исследования;
  • специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;
  • соответствие масштабных, общероссийских, региональных, районных интересов при конструировании психолого-педагогических систем;
  • гармонизация и оптимизация педагогического процесса и основные приемы их достижения;
  • связь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
  • критерии успешности учебно-воспитательной работы;
  • развитие личности учащихся в конкретных образовательных учреждениях;
  • методология и разработка педагогического проектирования;
  • основы эффективного исследовательского поиска.

Проблематика современных психолого-педагогических исследований

Среди ряда практических проблем психолого-педагогических исследований ученые обозначают:

  • развивающие возможности современных методических систем;
  • гуманитарное образование и духовный мир учителя;
  • пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного направлений образования;
  • здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
  • возможности информационных технологий;
  • эффективность прогрессивных систем преподавания;
  • особенности преподавания в России и других государствах;
  • формирование и развитие воспитательной системы школы;
  • семья в системе общественного воспитания;
  • специфика этнической педагогики.

Перечисленные проблемы представляют далеко не полный перечень, они постоянно сменяют друг друга и возникают в ходе новых педагогических открытий. Все они так или иначе связаны с управлением образованием, совершенствованием его инфраструктуры, отдельных задач, связанных с реализацией идеи непрерывного образования.

Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований

В связи с обозначенными проблемами четко обозначаются приоритетные направления развития исследований в области педагогики.

  1. Исследование самого человека, как существа биологического и социального одновременно. В следствии этого в настоящий момент актуализировались не просто задачи мобилизации всех знаний о человеке, но необходимость в специальном исследовании, касающегося специфики человеческой личности.
  2. Исследование самого процесса развития. Данное направление ориентировано не только на выявление точных закономерностей, но и на раскрытие единых основ развития.
  3. Поиск новых резервов личностного развития и полномочий оптимизации воспитательных воздействий образовательных учреждений;
  4. Научное определение юношества как особого периода развития;
  5. Организация усиленного поиска новых критериев «взросления» людей, определение степени и характера их поступков;
  6. Выявление путей, форм, способов организации дифференцированного обучения учащихся;
  7. Исследование научных причин и основ возведения разносторонних и многоуровневых форм развертывания взаимоотношений взрослых и детей;
  8. Исследование специфических черт народного воспитания, а также проблемы взаимоотношений между представителями разных народностей, воспитание толерантности;
  9. Исследование коллективного сознания, обобщенного интеллекта, отличающегося у разных людей скорость его приобретения, восприятием, различной реакцией;
  10. Исследование научных и психолого-дидактических основ создания современных учебников и учебных пособий;
  11. Разработка и применение новых информационных технологий, в том числе и Интернет;
  12. Проблематика современных психолого-педагогических исследований

  13. Исследование проблемы времени в учебном процессе (дифференциация времени учащихся на разных этапах обучения, его рациональное распределение);
  14. Характеризация психолого-педагогических условий и механизмов, сущности, структуры учебной работы;
  15. Раскрытие возможностей для полного и всестороннего развития личности, усиления ее эмоционально-волевой устойчивости;
  16. Определение путей формирования духовного развития ребенка, его жизненных ценностей;
  17. Работа по определению социальных условий поддержки развития учащихся на разных этапах обучения и воспитания;
  18. Увеличение возможностей для профессионального роста педагогов, учет отличительных черт их становления, развитие передового педагогического опыта;
  19. Разработка новых теоретических идей, концепций, методов и приемов для эффективной педагогической деятельности;
  20. Определение действенных путей противодействия наркомафии;
  21. Исследование критериев и устройств формирования ценностной базы учащихся, их высоконравственных установок и добродетельных ориентаций.
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot