Основные проблемы психолого-педагогических исследований
В развитии психолого-педагогических исследований неизбежно возникают обостренные проблемы, связанные с теми или иными обстоятельствами образовательного процесса.
Эти проблемы представляют собой противоречия, требующие поиска гармоничного решения.
При этом проблема обязательно должна быть актуальной и истинной, то есть еще не решенной.
Среди множества методологических и теоретических исследовательских проблем выделяются следующие:
- соответствие философских, общественных, эмоциональных и педагогических закономерностей при определении теоретических основ и решении главных задач педагогической работы;
- приемы отбора методов для психолого-педагогического исследования;
- специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;
- соответствие масштабных, общероссийских, региональных, районных интересов при конструировании психолого-педагогических систем;
- гармонизация и оптимизация педагогического процесса и основные приемы их достижения;
- связь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
- критерии успешности учебно-воспитательной работы;
- развитие личности учащихся в конкретных образовательных учреждениях;
- методология и разработка педагогического проектирования;
- основы эффективного исследовательского поиска.
Среди ряда практических проблем психолого-педагогических исследований ученые обозначают:
- развивающие возможности современных методических систем;
- гуманитарное образование и духовный мир учителя;
- пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного направлений образования;
- здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
- возможности информационных технологий;
- эффективность прогрессивных систем преподавания;
- особенности преподавания в России и других государствах;
- формирование и развитие воспитательной системы школы;
- семья в системе общественного воспитания;
- специфика этнической педагогики.
Перечисленные проблемы представляют далеко не полный перечень, они постоянно сменяют друг друга и возникают в ходе новых педагогических открытий. Все они так или иначе связаны с управлением образованием, совершенствованием его инфраструктуры, отдельных задач, связанных с реализацией идеи непрерывного образования.
Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
В связи с обозначенными проблемами четко обозначаются приоритетные направления развития исследований в области педагогики.
- Исследование самого человека, как существа биологического и социального одновременно. В следствии этого в настоящий момент актуализировались не просто задачи мобилизации всех знаний о человеке, но необходимость в специальном исследовании, касающегося специфики человеческой личности.
- Исследование самого процесса развития. Данное направление ориентировано не только на выявление точных закономерностей, но и на раскрытие единых основ развития.
- Поиск новых резервов личностного развития и полномочий оптимизации воспитательных воздействий образовательных учреждений;
- Научное определение юношества как особого периода развития;
- Организация усиленного поиска новых критериев «взросления» людей, определение степени и характера их поступков;
- Выявление путей, форм, способов организации дифференцированного обучения учащихся;
- Исследование научных причин и основ возведения разносторонних и многоуровневых форм развертывания взаимоотношений взрослых и детей;
- Исследование специфических черт народного воспитания, а также проблемы взаимоотношений между представителями разных народностей, воспитание толерантности;
- Исследование коллективного сознания, обобщенного интеллекта, отличающегося у разных людей скорость его приобретения, восприятием, различной реакцией;
- Исследование научных и психолого-дидактических основ создания современных учебников и учебных пособий;
- Разработка и применение новых информационных технологий, в том числе и Интернет;
- Исследование проблемы времени в учебном процессе (дифференциация времени учащихся на разных этапах обучения, его рациональное распределение);
- Характеризация психолого-педагогических условий и механизмов, сущности, структуры учебной работы;
- Раскрытие возможностей для полного и всестороннего развития личности, усиления ее эмоционально-волевой устойчивости;
- Определение путей формирования духовного развития ребенка, его жизненных ценностей;
- Работа по определению социальных условий поддержки развития учащихся на разных этапах обучения и воспитания;
- Увеличение возможностей для профессионального роста педагогов, учет отличительных черт их становления, развитие передового педагогического опыта;
- Разработка новых теоретических идей, концепций, методов и приемов для эффективной педагогической деятельности;
- Определение действенных путей противодействия наркомафии;
- Исследование критериев и устройств формирования ценностной базы учащихся, их высоконравственных установок и добродетельных ориентаций.