Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вклад Е. А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования

Роль трудов Е. А. Флериной в создании и развитии научно-педагогической школы

Замечание 1

Е. А. Флерина – родоначальник научно-педагогической школы МПГУ в сфере эстетического и речевого развития детей-дошкольников.

Педагогические принципы, задачи и содержание обучения, методы работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях, определяются преимущественно благодаря научным и практическим трудам Флериной. Они помогли начать формировать экспериментальную базу общей теории обучения языку в России, определив пути дальнейших разработок научно-методического базиса речевого воспитания детей дошкольного возраста.

Флерина усовершенствовала методику речевого развития через преобразование живого слова в детском саду как дисциплины, изучаемой в педагогических училищах и вузах. Включение живого слова в методику развития речи в детском саду стало возможным благодаря Флериной и ее влиянию на авторов учебных дисциплин средних и высших учебных заведений.

Она создала учебные программы, дидактические пособия по курсу методики развития речи дошкольников. Флерина занималась разработкой общих основ эстетического воспитания детей-дошкольников. В эстетическом воспитании детей ей была особенно выделена важность развития способностей и тяга ребенка к творчеству. Этот процесс должен осуществляться применительно к лучшим примерам в истинном искусстве, живым литературным словом, картиной и игрушкой. Флерина утверждала, что вместе со зрительным эффектом наглядных предметов, для ребенка образ может складываться посредством художественного словесного описания. Дети могут представлять зрительно предметы, реально ощущать и видеть их образ. Художественные слова помогают детям правильно воспринимать окружающий мир, способствуя формированию объективной оценки реальности.

Флерина Е.А. сформировала некоторые требования к выбору картинок с позиции эстетического ряда, на основании проведенных исследовательских процессов восприятия детьми представленных картинок. Чтобы лучше представлять психологические особенности эстетического восприятия ребенка, педагог разъясняет специфические черты в психологии детского рисунка, перспективах развития чувств и эмоционального опыта ребенка. Результаты таких практических исследований широко применялись специалистами в области психологии, педагогики и детских иллюстраций.

«Вклад Е. А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Литературное чтение оказывает двустороннее влияние на развитие способностей детей. Благодаря чтению литературы ребенок получает знания, это расширяет восприятие, развивает и совершенствует память. Стоит отметить, что произведение помогает увидеть словесный образ, формируя ассоциативную память.

Ребенок испытывает к герою произведения определенные чувства и может дать им оценку. Это создает правильные условия для обучения и развития творческих особенностей.

Творчество и развитие ребенка

Художественные произведения способны развить слух, а драматизацией расширяется восприимчивость. Но Флерина переоценила роль слова, ибо не может формироваться мысль от слова, только слово от мысли. Поэтому она сформулировала ряд требований к художественному произведению, которое может быть прочитано детьми:

  • произведения идейно-смысловой направленности;
  • художественный язык, понятный ребенку.

Понятная для детей должна быть и беседа после прочтения произведения. Активный метод – обсуждение с детьми явлений, которые им знакомы, но требуют объяснения, поднимающее ребенка на более высокую ступень развития.

Флерина Е.А. классифицировала беседу по дидактическим задачам, выделив три типа бесед:

  • беседа, организующая детей для осуществления определенного типа деятельности;
  • беседа, в ходе которой осуществляется наблюдение за детьми;
  • беседа, уточняющая сведения и расширяющая кругозор детей.

Каждый тип беседы основан на цели и методе. Основа классификации – детский речевой опыт.

Цель беседы – выявить имеющийся у детей речевой опыт и подготовить их к следующим типам деятельности. На практике может отсутствовать вводная беседа, или беседа, в которой прорабатываются самостоятельные навыки детей. По словам Флериной, ребенок не может получить знания, если у него отсутствует восприятие.

Круг вопросов, которые изучала Флерина, включает многие аспекты. Ее система основана на русских педагогических традициях, широком знании природы дошкольника, а также многолетней практике и научных изысканиях. Главная идя Флериной – триединая задача развития, воспитания и обучения. Данная идея идет лейтмотивом через все работы педагога, касающиеся эстетического воспитания, изобразительного творчества, игр и игрушек, а также использования художественного слова и речевого развития детей в условиях ДОУ.

Флерина понимала детское творчество в качестве процесса познания жизни, поэтому педагогу необходимо найти причину своеобразного изображения детьми явлений окружающего мира, и намечала два пути:

  • ознакомление детей с материалом;
  • создание детьми образа в рисунке.

Она сделала вывод, что интерес к материалу и процессу нанесения штрихов в рисовании отмечается в возрасте 3-4 года, затем дети проявляются интерес к изображению. На основании этого наблюдения, Флерина разработала периодизацию детского рисования:

  • до изобразительный этап;
  • процессуальный период – до 4х лет;
  • реалистическое изображение – до 7 лет.

Основные черты обучения дошкольников деятельности, которая развивает его способности, представлены единством задач и развития при соблюдении условия их согласования. На занятии дети должны иметь возможность самостоятельного творчества. По мнению педагога, в процессе творческой деятельности, педагогом могут применяться приемы, оказывающие влияние на творчество ребенка. Например, использование картинок-образцов, образца и словесного объяснения – беседы, указания, использования в начале и в конце словесного образа, похвалы и советов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot