Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы коррекционной педагогики

Общая проблематика коррекционного образования

Определение 1

Коррекционная педагогика – это особая область педагогики, занимающаяся изучением проблем обучения и воспитания детей, имеющих различные нарушения в психическом и физическом развитии.

В настоящее время успешность осуществляемой модернизации отечественного образования во многом зависит от правильности расставленных приоритетов во всех областях образовательной системы. Предъявляемые требования со стороны общества к обучению, воспитанию и развитию детей с особенными образовательными потребностями требуют как можно полнее реализовывать возможности по индивидуализации их образования. Индивидуализация предусматривает возможность подготовки детей к жизни в современном обществе, получение необходимых знаний и умений, с учетом их индивидуальных возможностей, степени тяжести дефекта и общего состояния здоровья.

Замечание 1

Таким образом, основными проблемами современной коррекционной педагогики являются: всестороннее и своевременное исследование детей, выявление на ранней стадии отклонений в их развитии и разработка максимально индивидуализированной коррекционно-педагогической программы развития.

Проблематика современной коррекционной педагогики обусловлена её главными ценностями, которые применительно к каждому конкретному возрастному периоду, признают продвижение ребенка по нормальному пути психического и физического развития, а также своевременную коррекцию и предупреждение вторичных нарушений.

Замечание 2

Основной целью коррекционной педагогики является организация необходимых условий для личностного развития ребенка с отклонениями, его воспитания и обучения, формирование необходимой жизненной компетенции.

«Проблемы коррекционной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Первостепенные проблемы коррекционной педагогики

Проблемами коррекционной педагогики занимались и занимаются разные ученые, каждый из которых выделяет первостепенную проблему, решение которой на его взгляд является первоочередной.

По мнению О.И. Кукушкиной, одной и первостепенных проблем коррекционной педагогики в настоящее время является поиск эффективных способов интеграции возможности и необходимости передать особенному ребенку культурный и социальный опыт.

Проблемой в данном случае выступают противоречия между возможностью и необходимостью. Не во всех случаях и не при всех видах нарушений можно передать необходимый опыт посредством традиционных методов и средств. В следствие чего, перед коррекционной педагогикой встает вопрос о необходимости разработки эффективных и действенных методов и средств обучения, воспитания и развития аномальных детей.

В то же время Т. Г. Неретина считает, что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является проблема трудового обучения, воспитания и коррекции имеющихся дефектов в развитии.

По мнению автора, в процессе приобретения трудовых навыков, дети с отклонениями имеют возможность получить необходимое всестороннее развитие и подготовиться к дальнейшей жизни. Большое значение имеет и коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на формирование у детей эмоционально-волевой сферы, исправление отдельных личностных недостатков и отклонений в поведении.

Данная проблема имеет достаточно сложный и крайне неоднородный характер, который обусловлен соотношением развития и обучения детей с отклонениями. Поэтому ее разрешение только лишь в рамках одной коррекционной педагогики невозможно осуществить качественно и полноценно, важно привлекать и иные смежные научные области.

От решения указанных проблем во многом зависит судьба детей с отклонениями, то, как они будут устроены в современном мире и как они смогут в нем существовать.

В настоящее время, решая данные проблемы, в коррекционной педагогике отмечаются крупные достижения, которые проявляются в следующем:

  1. Разработка теоретических научных основ, направленных на раннее выявление детей с подозрениями на отклонения в развитии. Данные разработки позволяют выявить отклонения и нарушения в развитии ребенка в первые месяцы его жизни.
  2. Разработка дифференциальной диагностики и системы специального коррекционного обучения, которые позволяют высоких результатов в качественном уровне психического развития детей и коррекции его нарушений на ранних стадиях онтогенеза.
Замечание 3

Еще одной значительной проблемой современной коррекционной педагогики является безосновательная критика в ее адрес со стороны общества.

Общество требует от коррекционной педагогики и дефектологии получение как можно высоких результатов в развитии детей с аномалиями, и упрекают их в медленном развитии. Однако, данная проблема вызвана в первую очередь тем отношением к себе и к детям с отклонениями, которое существовало долгие годы в нашей стране. На аномальных детей не принято было обращать внимания, считалось, что их следует скрывать от общества, не уделялось должного внимания их воспитанию, развитию и обучению. Все это не могло не отложить свой отпечаток на развитие коррекционной педагогики как науки.

Пути решения проблем коррекционной педагогики

По мнению ученых исследователей, проблемы коррекционной педагогики можно решить посредством:

  1. Всесторонней поддержки и развития действующей государственной системы коррекционного образования, путем введения инновационных методов, средств и форм обучения в рамках современного содержания специального образования.
  2. Осуществления планомерной и целенаправленной переподготовки кадров, с целью обеспечения максимально возможных условий и качества воспитания, обучения и развития детей с аномалиями.
  3. Обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований детей раннего возраста, организации психолого-педагогической коррекции их развития на ранних стадиях онтогенеза.
  4. Выработки четкой системы по интеграции аномальных детей в массовых общеобразовательных учреждениях; разработки специализированной поддержки семей детей с отклонениями; разработки и внедрения системы по специализированной подготовке и переподготовке кадров общеобразовательных учреждений для осуществления квалифицированной помощи детям с аномалиями развития.
  5. Переосмысления целей, задач, методов, средств и содержания обучения в коррекционных образовательных организациях.
  6. Разработки кардинально новой концепции коррекционного образования, в соответствии с государственным заказом.
  7. Обеспечения коррекционных учреждений всеми необходимыми материалами, средствами и оборудованием.

Таким образом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot