Мыслительный процесс – это процесс моделирования окружающего мира, его объектов, процессов и явлений, посредством использования аксиоматических положений.
Мыслительные процессы являются составным компонентом психической работы организма. Они имеют свои закономерности формирования на разных возрастных этапах развития.
Активизация мышления учащихся является актуальной проблемой современной системы образования. Особенно остро она стоит на этапе начального школьного обучения. В этот период необходимо сформировать у учащихся навыки обучения, которые напрямую зависят от мыслительной деятельности.
Модель развития мыслительной деятельности учащихся начальной школы
Активизация мыслительных процессов младших школьников реализуется через несколько блоков работы. К ним относятся:
- Аналитико-синтетический блок. Он связан с формированием навыков учащихся разделять объекты и процессы на составные компоненты, а также собирать целое из частей. Таким образом формируются навыки анализа и синтеза, которые тесно связаны и взаимозависимы. Навыки анализа и синтеза лучше всего формируются на уроках математики. Однако, развиты и на уроках чтения, русского языка и окружающего мира.
Блок сравнения и обобщения. Он ориентирован на развитии у младших школьников навыков выделения признаков, особенностей объектов и их сравнения между собой т.е. проводится сопоставление объектов, проводится их описание, выделяются общие и отличительные черты, специфические функциональные характеристики и возможности. В качестве приемов данного блока применяются:
- Сопоставление значений слов одной части речи;
- Сопоставление разных частей речи, имеющих близкое лексическое содержание;
- Поиск сходных и отличительных признаков в значения рода, числа и падежа одной части речи, а, также, рассмотрение разных частей речи и выявление у них отличительных свойств.
Блок установления закономерностей. Он основан на формировании умений выделять закономерности в ряду событий, объектов, процессов или явлений. На различных уроках учащимся предлагаются вариативные упражнения, направленные на развитие навыков рассуждения, формулирования суждений, умозаключений, обобщений и аргументирования. Закономерности могут быть выделены в математической ряду, в словарном ряду в цепочке событий, в природных процессах и объектах, в трудовых операциях.
- Классификационный блок. Он ориентирован на формирование навыков разделения объектов на группы по конкретным свойствам и признакам. Учащимся предлагаются задания, в которых они формируют объекты в группы по установленным параметрам, по самостоятельно выбранному свойству, находят общие признаки группировки объектов и распознают верность разделения объектов на группы. Данные навыки формируются в ходе изучения математики, русского языка, на уроках окружающего мира, чтения и технологии. Их применение возможно в рамках преподавания любой дисциплины и на любом этапе обучения в начальной школе.
Следует отметить, что применение блоков работы, ориентированных на активизацию мыслительных процессов учащихся, реализуется посредством использования нестандартных методов обучения, включения в образовательный процесс занимательных заданий, использования проблемных ситуаций и вариативности учебных заданий в рамках одного учебного предмета.
Условия активизации мыслительной деятельности учащихся
Чтобы активизировать мыслительную деятельность младших школьников в учебном процессе должны быть использованы разные методы и формы работы. При этом, необходимо выполнение ряда условий:
- Использование ситуаций, позволяющих отстаивать свою позицию, точку зрения.
- Проведение на учебных занятиях обсуждений и дискуссий по разным темам.
- Предоставление учащимся возможности задавать вопросы педагогу и другим учащимся.
- Проведение рецензий ответов учащихся.
- Создание ситуаций, при которых учащиеся занимают позицию педагога и оценивают ответы и письменные работы своих одноклассников.
- Реализация наставничества в коллективе учащихся. Более сильные учащиеся объясняют более слабым непонятные вопросы.
- Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.
- Решение учащимися познавательных задач, требующих комплексного применения знаний.
- Занимательность учебного процесса. Должны использовать занимательные методы и приемы обучения.
- Учет возрастных особенностей развития младших школьников при выборе методов активизации мышления.
- Использование игровых форм обучения.
Метод проблемного обучения как способ активизации мыслительной работы младших школьников
Проблемные ситуации основываются на поиске продуктивных решений поставленной задачи, осознании необходимости разрешить проблему и доказать обоснованность выбранных методов и средств.
На уроках могут быть использованы разнородные проблемные ситуации.
Создавая проблемные ситуации на уроках, педагоги направляют учащихся на поиск ее решения, активизируя тем самым работу мышления.
Организация проблемного обучения может быть реализована в начальной школе посредством использования ряда методических приемов:
- Педагог формирует ситуацию противоречия, предоставляя учащимся возможность его самостоятельного разрешения;
- Использование педагогом изложения разных точек зрения по поставленной проблеме и предоставление учащимся выбора верной;
- Предоставление возможностей учащимся рассмотрение объектов, процессов и явлений с разных позиций;
- Использование конкретных вопросов в образовательной деятельности. Они ориентированы на обобщение, обоснование, конкретизацию, рассуждение;
- Постановка проблемных задач. Они могут содержать ошибки, требующие нахождения, иметь лимитированное время на решение, недостаточность информации, требующей поиска, преодоления психической инерции.
Поисковая деятельность формирует навыки выполнения умственных операций и активизирует разнообразные психические процессы, которые тем или иным образом связаны с развитием мышления.