Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Творческое мышление младших школьников

Роль творческого мышления в младшем школьном возрасте

Определение 1

Творческое мышление младших школьников – это навыки совершения аналитических операций, решения проблем, установления связей и зависимостей и способности использования разных подходов к решению задач.

Творческое мышление необходимо каждому учащемуся. На этапе обучения в начальной школе творческое мышление ребенка находится в активной фазе становления. Потому, его необходимо развивать и совершенствовать. Оно создает фундамент дальнейшего развития учащегося и расширит его познавательные возможности.

Творческое мышление кардинально отличается от логического и иных типов мышления. Оно не сходно с интеллектом ребенка, а значительно от него отличается. Это обуславливает необходимость его развития с начала школьного обучения: его специфичность несет в себе важное развивающее значение, отражающее стремление к новизне и оригинальности, постижению нового, неизведанного, совершению открытий, созиданию.

Развитие творческого мышления на начальном этапе школьного обучения обусловлено следующими аспектами:

  1. Творческое мышление свидетельствует об оригинальности мысли, необычности идей, потребности в новшествах;
  2. Творческое мышление отражает навыки нахождения собственных решений на поставленные задачи, уход от шаблонных методов;
  3. Возможности видения объектов, процессов и явлений с иной точки зрения, в иных качествах и проявлениях. Это позволяет открывать новые возможности их применения, новые свойства, новые направления развития;
  4. Творческое мышление изменяет восприятие окружающей действительности. Оно позволяет видеть скрытые стороны объектов и процессов и потенциал их развития;
  5. Творческое мышление формирует навыки формулирования нестандартных идей, решительность действий в нестандартных ситуациях;
  6. Активное развитие воображения и образного мышления как составных компонентов творческого мышления;
  7. Творческое мышление лежит в основе развития логического взгляда на окружающий мир. В младшем школьном возрасте образное восприятие окружающего мира преобладает над логическим. Потому, оно становится основой познания и развития интеллектуальных процессов.
«Творческое мышление младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Специфика формирования творческого мышления младшего школьника

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте сопряжено с вступлением ребенка в новую социальную среду, освоением нового вида деятельности – учебной. Это требует от них активной познавательной работы, усвоения разнообразных знаний и навыков деятельности.

В ходе образовательной деятельности происходит расширение знаний ребенка об окружающем мире, обогащается опыт его жизнедеятельности. Все это, способствует развитию образного мышления, активизируют работу фантазии и воображения.

Следует отметить, что формирование основ творческого мышления младшего школьника обладает рядом специфических черт. К ни относятся:

  1. Расширение сферы знаний, умений и навыков способствует обогащению воображения ребенка и стимулирует развитие его творческого мышления;
  2. Активизация работы интеллекта, активное использование умственных сил и возможностей создает плацдарм для развития творческого мышления;
  3. Бессистемный характер творческого мышления. Оно только начинает формироваться, вместе с развитием волевых качеств младшего школьника, тренировки его внимания и памяти. Между этими процессами устанавливаются устойчивые связи и зависимости, но они формируются хаотично;
  4. Творческое осмысление начинается с рассмотрение бытовых процессов и учебной деятельности в новом свете: учащиеся оперируют знаниями из разных областей, придумывают новые способы выполнения тех или иных бытовых операций, применяют свои знания в быту и т.д.;
  5. Развитие учебного процесса способствует развитию абстрактных понятий ребенка. Постепенно, ребенок привыкает к учебной деятельности и превращает ее в привычку и, тогда, его внимание переключается на решение более сложных и интересных задач;
  6. Развитие самостоятельности учащегося приводит к формирование связей и зависимостью между процессуальным и регулятивным компонентов творческого мышления учащегося;
  7. Развитие эмоциональной сферы ребенка, повышение его эмоциональной активности в ходе учебной деятельности стимулирует развитие творческой сферы, творческих процессов и творческого мышления учащегося;
  8. Дивергентный тип развития творческого мышления. Такой тип характеризуется потребностью в поиске нескольких вариантов решения поставленной задачи. Это обусловлено активным развитие аналитической сферы в данном возрастном периоде. Синтез дается учащимся сложнее. Потому, они легко решают задачи аналитического типа и творческой направленности;
  9. В основе творческого мышления младшего школьника заложен механизм эмоционального и интеллектуального предвосхищения;
  10. Конкретная образность творческого мыслительного процесса. Она отражает не столько творческий подход к решению задачи, сколько качество вариантов ее решения;
  11. Подчиненность творческого мышления словесному. Учащиеся еще не способны выйти за рамки условий задачи при ее решении, а потому, наблюдается невозможность выражение словами творческого решения.

Приемы формирования творческого мышления младшего школьника

В ходе обучения на начальном образовательном этапе активно применяются игровые методы. Они носят развивающий характер и положительно сказываются на формировании творческого мышления учащихся.

Помимо игровых методов, весь учебный процесс пронизывается различными приемами, которые ориентированы на познавательное и творческое развитие учащихся. К ним относятся:

  1. Упражнения по переформулированию. Они связаны с выражением сказанного иными словами. Суть приема заключается в том, что акцентируется внимание на иных признаках объектов, процессов, на несущественных событиях, менее значимых ситуациях.
  2. Генерирование идей. Данный прием используется при решении различных образовательных задач и, основывается на выдвижении разнообразных идей, вариантов ее решения.
  3. Сочинения рассказов. Рассказы сочиняются на предложенную педагогом тему. Может быть задание по продолжению рассказа, придумыванию к нему окончания.
  4. Игра «почемучка». Она ориентирована на обучение детей ставить разные вопросы. Учащиеся тренируются задавать необычные вопросы, неожиданные.
  5. Игра «вопрос-ответ». Она учит отвечать на разнообразные вопросы, пытаться дать такой ответ, который не был озвучен другими учащимися.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot