Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемные ситуации как средство развития творческого мышления младших школьников на уроках окружающего мира

Проблемная ситуация и проблемное обучение

Определение 1

Проблемное обучение – это обучение, основанное на получении информации путем решения теоретических и практических проблем.

Теорию проблемного обучения разрабатывали в отечественной и мировой педагогике, начиная с середины 50-х годов ХХ века и занимались этим преимущественно отечественные ученые – Ананьев Б.Г., Пономарев А.Я., Леонтьев А.Н., Узнадзе Д.Н. и особенно Рубинштейн С.Л., открывший сам феномен проблемной ситуации в качестве источника мыслительной активности.

Концепция проблемного обучения – это сумма средств, которые дают возможность школьникам креативно осваивать учебный материал, а также развивать их познавательные возможности.

Проблемная ситуация – это учебная ситуация, при которой субъект обучения стремится к решению каких-либо трудных задач, но ему не хватает данных, поэтому ему необходимо найти их самостоятельно.

Суть проблемной ситуации – интеллектуальное затруднение ученика, когда у него нет возможности дать объяснение какому-либо явлению действительности, факту или процессу, нет информации о путях достижения цели известными ему способами действия. Это подталкивает ребенка к поиску новых способов решения учебных задач.

Махмутовым М.М. выделено четыре вида проблемных ситуаций:

  • недостаточное количество имеющихся знаний и умений учеников, чтобы объяснить новый факт, решить новую задачу;
  • необходимость использования ранее усвоенных умений, знаний и навыков в принципиально новых практических условиях;
  • противоречие теоретически возможного пути решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
  • противоречие практически достигнутого результата выполнения учебного задания и отсутствие у ученика знаний, чтобы теоретически его обосновать.
«Проблемные ситуации как средство развития творческого мышления младших школьников на уроках окружающего мира» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цель создания проблемной ситуации – осознать и разрешить проблему в процессе совместной деятельности учеников и учителя при оптимальной самостоятельной работе учащихся и под общим направляющем руководстве учителя, а также овладение учащимися знаниями и общими принципами решения проблемных задач в результате этой формы деятельности.

Проблемная ситуация не может возникнуть сама по себе, она создается педагогом, также к ней выдвигают рад требований:

  • включение определенной познавательной трудности, связанной с объективными противоречиями, характерными для изучаемого объекта;
  • вытекание из логики познавательной деятельности и естественность. Если ученики будут предупреждены, что сейчас они будут решать проблемную задачу, то это не вызовет у них интереса при мысли, что будет трудно;
  • возможность ее последовательного вычленения и развертывания на вопросы, каждый из которых представляет ступень в решении проблемы;
  • направленность учеников на актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
  • пробуждение учеников к активному познавательному поиску, эмоциональное отношение к процессу поиска истины.

Эффективность проблемного обучения неоспорима. При организации проблемного обучения, учителя стремятся понять уровень усвоения учениками каждого понятия и обучение не эпизодическим мыслительным действиям, а определенному комплексу умственных действий, которыми обеспечивается выполнение нестереотипных заданий.

Решение на уроках проблемных ситуаций приучает детей думать и искать решения, что представляет важное средство формирования мышления.

Развитие творческого мышления на уроках окружающего мира посредством проблемных ситуаций

На уроках окружающего мира могут быть применены четыре типа проблемных ситуаций для развития креативности мышления:

  • 1 тип – возникновение проблемной ситуации, противоречащей или несоответствующей ранее усвоенным знаниям, и использование их в новых практических условиях. Например, во втором классе во время изучения жизни растений в зимний период дети рассматривают различные органы растений и делают выводы о типах приспособления того или иного органа растения к суровым зимним условиям (разворачивают почку, видят в ней листок, делают вывод, что из почки разовьются стебель и листья, когда станет тепло).
  • 2 тип – проблемная ситуация возникает, если есть противоречие практического результата и доступного младшим школьниками теоретического объяснения. Например, при изучении темы «органы растений», учитель демонстрирует разные овощи, среди которых как-бы случайно попадается свёкла, у которой листья желтого цвета. Детям предлагается объяснить почему же они желтые.
  • 3 тип – проблемная ситуация возникает в ситуации противоречия теоретических знаний и невозможности непосредственно проверить эти знания. Например, проходит обобщающий урок по результатам природных наблюдений в октябре. Дети сразу могут отметить один из характерных признаков осени – похолодание. Они должны ответить на вопрос почему же становится холоднее. До этого ими уже изучено, что изменяется положение Солнца – оно поднимается в небе значительно ниже, чем в летний период. Также дети должны суметь доказать, что осенью солнце поднимается ниже, чем летом. Сделать это можно по длине тени: чем ниже расположено солнце – тем длиннее будет тень.
  • 4 тип – проблемная ситуация заключается в том, что дети не знают, как решить поставленную перед ними задачу. Например, происходит изучение термометра. Урок сразу начинается с проблемной ситуации. На столе у учителя стоят 3 сосуда с водой разной температуры: +6-7 градусов; +20 градусов и +50-55 градусов. Двоим учащимся предлагают подойти к столу. Один ученик опускает руку в первый сосуд, а второй – в третий, затем они одновременно опускают эти же руки во второй сосуд, и каждый делится ощущениями о температуре воды. Как правило, первый ребенок скажет, что вода в нем горячая, а второй – что холодная. Это формирует проблемную ситуацию, какой же температуры вода во втором сосуде. Для решения этой проблемы нужно использовать термометр.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot