Сущность понятия «творческая активность»
Творческая активность – это способность индивида к инициативному и самостоятельному поиску зоны риска, постановке задач, выделению принципов, являющихся базисом той или иной конструкции, явления, действия, перенос знаний, умений и навыков из одной области в другую.
Наиболее ответственным периодом детства выступает время учебы в начальной школе. Именно там идет заложение основных азов нравственности и целенаправленного воспитания личности, а учебная деятельность превращается в основной вид деятельности. Наряду с учебным видом деятельности важная роль отводится творческой деятельности, которая помогает ребенку творчески мыслить, развивать свои таланты, находить решения тех или иных проблем.
Современному обществу нужны дети, которые будут стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию, креативности и нестандартному подходу к решению возникших проблем. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять развитию их творческой активности.
Современная система образования направлена на разностороннее воспитание и развитие детской личности. Творческая активность – основа разностороннего развития, поэтому развитие творческой активности – актуальная проблема современного подрастающего поколения. В процессе творческой деятельности младшие школьники овладевают эвристическими приемами овладения знаний, воспитывая в них любовь к вдумчивому труду, настойчивость при достижении поставленных целей и стремление к самообразованию.
Без творческой активности невозможно развитие и познавательных способностей младших школьников при овладении и другими предметами.
Творческая активность ученика стоит на первом месте и помогает формировать целенаправленные и всесторонне развитые качества младшего школьника.
Выготский Лев Семенович делил всю деятельность человека на два типа:
- репродуктивную, или воспроизводящую;
- творческую, или комбинирующую.
Репродуктивная деятельность напрямую связана с человеческой памятью, она воспроизводит, а творческая деятельность обусловлена фантазией или воображением.
Если развитие творчества в младшем школьном возрасте отсутствует, то у детей будут развиваться только формальные умения. В связи с этим необходимо разрабатывать методы, стимулирующие и развивающие детское творчество. В детской педагогике и психологии самая главная задача – развивать и воспитывать в ребенке творческую активность.
Готовность к осуществлению любого типа деятельности – обязательное условие продуктивности.
Новаторство и креативность мышления человека развиваются благодаря его творческой активности, которая предполагает стремление человека к исключению общепризнанных и явных заключений. Творческий человек занимается изучением задачи, выдвигая массу гипотез и контролируя собственные предположения, пока не будет найдено подходящее решение.
Формирование творческой активности младшего школьника предполагает наличие объективных и субъективных условий.
Объективные условия:
- источники разнообразной художественной информации с обогащением переживаний детей, занятий, развлечений, праздников, многочисленных жизненных ситуаций, которые окружают ребенка;
- материальная среда, которая позволяет детям разворачивать собственную деятельность и придавать ей определенный характер, выбирая один из видов художественной практики;
- характер и тактика педагогического руководства, его косвенные действия и соучастие проявляются через выражение собственного отношения к художественной деятельности, поощрительные замечания, создающие благоприятную атмосферу.
Субъективными условиями являются:
- художественные интересы детей и их избирательность и устойчивость;
- побуждения детей, которые вызывают их самостоятельную деятельность на основании стремления выразить собственные художественные впечатления и применять имеющийся у детей художественный опыт.
Иными словами, творческая активность является сложным понятием, связывающим и приводящим во взаимодействие творчество и активность.
Развитие творческих способностей у младших школьников при работе с бумагой на уроках технологии
Дети могут развивать свои творческие способности в разных типах деятельности, включая и работу с бумагой. Конструируя из нее новый мир, ребенок активно включается в такой тип деятельности, получает определенный объем знаний, умений и навыков, превращающихся в достояние всей его жизни.
Младший школьник получает опыт, являющийся фундаментом, на котором выстраивается комплекс его креативных представлений, навыков и умений, которые могут быть использованы в жизни и учебе.
Работа с бумагой удовлетворяет познавательную активность детей, помогает формировать техническое мышление, дает основания для развития графической грамоты, помогает учиться размечать и измерять, использовать чертежи, эскизы, технические рисунки. Ребенок обучается анализу собственной деятельности – сравнению, выделению, обобщению.
Через конструирование из бумаги на уроках технологии, начинается активное развитие его пространственного и математического мышления, ребенок получает возможность проявления своей тяги к экспериментированию и изобретательству.
Младшие школьники при работе с бумагой обучаются пониманию ее разновидностей. Ребенок изготавливает поделки в соответствии с законами красоты и гармонии, которые известны только ему. Он стремится сделать свою поделку красивой, прочной и аккуратной и выразительной. При этом идет развитие его творческих умений, фантазии и художественного вкуса. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивать композиции. Ребенок приобщается к природной красоте и красоте окружающего его мира, который создан человеческими руками, учится пониманию прекрасного, ценит это, при этом активно стремится к созидательной деятельности.