Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Признаки познавательной активности младших школьников

Определение 1

Познавательная активность – это качество учебной деятельности ученика, которое проявляется его отношением к содержанию и процессу обучения, а также стремлением эффективно овладеть знаниями и умениями, мобилизацией нравственно волевых усилий на достижение целей.

Необходимо знать ряд конкретных проявлений познавательной активности. Хорошую учебу детей нельзя принимать за высокий уровень их познавательной активности, так как успеваемость выступает одним из признаков познавательной активности, но не единственным. Младший школьник может хорошо учиться, но уровень его познавательной активности будет невысоким. Внешняя активность младших школьников на уроках, например, вмешательство в ответы товарищей, постоянное желание отвечать и пр. тоже не всегда являются свидетельством направленности его мысли. Необходимо учесть, что поведение детей младшего школьного возраста характеризуется подвижностью, импульсивностью, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Истинными признакам познавательной активности младших школьников являются:

  • отношение к учению, то есть то, в чем дети видят смысл учения, насколько регулярно и качественно они готовят домашние задания;
  • качество знаний – степень знания программного материала, умение применить знания в практической деятельности;
  • характерные особенности учебной деятельности – мыслительная активность и сосредоточенность, степень устойчивости внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, внешняя активность;
  • отношение к внеучебной познавательной деятельности – степень увлеченности ею, ее системности и направленности.

Категории познавательной активности

На основании уровня развития особенностей познавательной активности младшего школьника, можно разделить их на три категории:

  • первая категория – хорошо успевающие дети. Они увлекаются учением, так как в его процессе идет постоянное совершенствование знаний. Дети хорошо овладевают учебным материалом в пределах программы, а часто и сверх ее, их интересует сущность рассматриваемого события и явления;
  • вторая категория – хорошо успевающие дети – им интересно ходить в школу, они хорошо усваивают программный материал, задают вопросы, чтобы выяснить тот или иной факт, но глубина темы не всегда их интересует. Знакомство с новым вызывает в них оживление, поэтому внешняя активность достаточно высокого уровня;
  • третья категория – дети, учащиеся по принуждению. Младшие школьники данной категории характеризуются несистематическими знаниями, их ответы могут быть и хорошими, и посредственными, и неудовлетворительными. Они мало интересуются всем новым, поэтому редко задают вопросы, стремясь выполнять задачи по готовому образцу. Эти дети мало читают, редко посещают кружковые занятия.
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогические условия и средства активации познавательной деятельности младшеклассников

Ведущая деятельность младшеклассника – учебная, она может быть разного характера: подражательного, репродуктивного, поискового, творческого.

К средствам активизации учения школьников методистами отнесены:

  • учебное содержание,
  • методы и приемы обучения,
  • формы организации учения.

Содержание учебного материала помогает обогатить и расширить знания ребенка, приобрести опыт, развивать кругозор. Но не все в содержании учения может привлекать младшего школьника. В связи с этим перед учителем встает задача сделать урок максимально интересным. Этому способствует демонстрация значимости и ценности содержания учебного материала, что должно демонстрироваться на каждом этапе урока.

Возрастные особенности учеников начальной школы требуют привлекать занимательность. На уроках могут использоваться ребусы и дидактические игры, викторины и загадки, которые могут быть интересны детям.

Вместе с содержанием учебного материала, важны и методы, посредством которых организуют обучение младших школьников и включают их в познавательную деятельность. Основными такими методами являются проблемное обучение и самостоятельная работа.

Проблемное обучение включает следующие методы:

  • проблемное изложение знаний, когда учителем ставится проблема, демонстрируется способ ее решения;
  • эвристическая беседа – учеников привлекают к процессу поиска на отдельных этапах изложения материала. Учителем ставится проблема, излагается учебный материал, а дети, посредством использования специальных вопросов, вовлекаются в процесс поиска решения;
  • исследовательский метод обучения – возможен, только если дети способны осуществлять все этапы поисковой деятельности.

Самостоятельная работа предполагает активную работу мышления, поэтому усвоенные знания осмысленны и прочны.

Самостоятельная работа способствует развитию познавательных способностей учеников, помогает вырабатывать практические умения и навыки, повышает культуру умственного труда, делая получаемые знания осмысленнее и глубже. Эту работу дети выполняют без непосредственного участия учителя, но в соответствии с его заданием в специально отведенный для этого отрезок времени.

Еще один значимый метод обучения младших школьников – дидактическая игра, которая влияет на активизацию познавательной деятельности, делая учебный процесс интересным и занимательным, создавая у детей бодрое настроение и облегчая преодоление трудностей и усвоение учебного материала. В процессе игровой деятельности ученики, незаметно для себя, выполняют разнообразные упражнения, в которых решают разные задачи.

В процессе работы с младшеклассниками, нельзя забывать, что они не способны заниматься одним делом продолжительное время. Обычно к середине урока их активность снижается, угасает интерес к уроку, дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, поэтому необходимо организовывать работу таким образом, чтобы обучение было интересным, доступным для детей и без перегрузок.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot