Сущность и особенности классно-урочной системы обучения
Основной системой обучения в школе является классно-урочная система с ее современными ее модификациями – классно-кабинетной и урочно-полиморфной системами.
Урок – ведущая форма обучения, ограниченная во времени и специальным образом организованная. В результате коллективно-индивидуального взаимодействия учителя с учениками, дети усваивают знания, умения и навыки, развивают способности, а педагог совершенствует свой опыт.
Уроки проводят в соответствии с расписанием на протяжении точно установленного времени (35-45 минут) с постоянным составом учеников, с примерно одинаковым уровнем подготовки. Урок является логически завершенным этапом учебно-воспитательной работы педагога с определенным классом по определенному учебному предмету. Логично выстроенная система уроков по той или иной теме, равномерное дозирование материала, а также преемственность при изучении тех или иных вопросов темы, достаточный уровень смысловой нагрузки, композиционным многообразием обеспечивают процесс успешного овладения преподаваемых дисциплин.
Посредством единой системы уроков реализуется целенаправленный процесс, идет решение основных образовательных и воспитательных задач в школе. Объект и субъект обучения – учебный класс, представленный постоянной группой близких по возрасту детей, взаимодействующих с педагогом в процессе обучения.
Особенности классно-кабинетной и урочно-полиморфной систем обучения
Классно-кабинетная система обучения предполагает преподавание всех предметов в закрепленном за классным коллективом кабинете, в который приносят учебные пособия и необходимые технические средства обучения. Количество классов-кабинетов для основных дисциплин зависит от количества старших классов в школе.
Идею классно-кабинетной системы обучения сформулировал выдающийся чешский педагог Я. А. Каменский. Прогрессивный потенциал эта старинная система не исчерпала и в настоящее время. Классно-кабинетной данная система названа в связи с тем, что детей объединяют в возрастные группы, весь учебный материал, учитывая возраст, распределяется по классам и годам обучения, занятия ведут поурочно в специализированных рабочих помещениях, с определенным количеством детей, на протяжении оптимального для эффективной умственной и физической работы времени.
При урочно-полиморфной системе урок из фетишизированной и изолированной формы обучения и усвоения отдельных частей материала становится основой обучающей системы неразрывно взаимосвязанных и сопутствующих форм, которыми обеспечивается целостного изучение темы, раздела или теории. При этой системе учитель уделяет больше внимания не отдельным кусочкам материала, которые должны быть пройдены за урок, а крупным его обобщениям, которые изучаются в целостной системе. Урок в качестве ведущей формы обучения, благодаря органической и содержательной связи с другими формами, образует совместно с ними эффективную полиморфную систему обучения и воспитания.
Классно-кабинетная система характеризуется обучающим взаимодействием в специально оборудованном предметном кабинете, что дает возможность оснащать учебный процесс современными техническими средствами. Переход учеников по специализированным кабинетам способствует формированию психологической установки на новый предмет.
Урочно-полиморфная система основана на классно-урочной и классно-кабинетной системах и обладает собственными формами реализации: лекция, семинар, практическое занятие, экскурсия, кружок, секция и пр.
Дополнительными формами усвоения материала, связанными с уроком, выступают:
- ведущие – лекция, семинар, домашнее задание, экзамен;
- сопутствующие – производственные экскурсии, лабораторные занятия, индивидуальные занятия, консультации и конференции;
- вспомогательные – групповые и индивидуальные дополнительные занятия, занятия с репетитором.
У классно-кабинетной формы обучения есть несколько преимуществ в сравнении с другими формами, в частности с индивидуальной:
- она предполагает более строгую организационную структуру;
- она более экономная, так как один учитель взаимодействует сразу с большой группой учеников, создавая благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учеников.
Вместе с этим, данная форма организации обучения не лишена определенных недостатков, которые снижают ее эффективность. Основной недостаток – опора, то есть ориентировка на среднего учащегося, также отсутствует возможность осуществлять индивидуальную учебно-воспитательную работу с учениками, общение между учащимися ограничено.
К наиболее важным характеристикам любой формы организации процесса обучения относят: ее суть и конкретное назначение, ее соответствие возрасту детей их психологическим и физическим особенностям, а также содержанию учебной деятельности, ряд структурных элементов, возможностей деятельности и взаимодействия учителя с учениками, взаимосвязь с остальными известными формами обучения, противоречие формы, а максимальные результаты – обучающие, развивающие и воспитательные – достигаются в рамках рассматриваемой формы.