Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

Здоровый образ жизни: сущность понятия и необходимость развития

Определение 1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это теоретическая концепция, основанная на формировании индивидом своей жизнедеятельности в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами и научными теориями поддержания и укрепления здоровья, работоспособности организма.

ЗОЖ включает в свой состав несколько направлений деятельности, ориентированных на сохранность здоровья своего организма, профилактику заболеваний и сохранение физической и умственной активности личности в разнообразных видах деятельности.

Основными направлениями концепции здорового образа жизни являются:

  1. Регулярные занятия спортом и поддержка физической формы организма.
  2. Отсутствие вредных привычек.
  3. Соблюдение правильного режима дня.
  4. Соблюдение режима питания и поддержка нормального рациона.
  5. Профилактика и снижение стрессовых ситуаций.

Все эти направления требуют своего развития и активизации в дошкольном возрасте. В этот возрастной период осуществляется закладывание основ жизнедеятельности ребенка. Если он сформирует в своем сознании осознанное отношение к своему здоровью, усвоит необходимость следования концепции ЗОЖ, то его дальнейшее развитии будет проходить в оптимальном темпе и направлении.

Развитие культуры ЗОЖ является фундаментом первичной профилактики различных заболеваний и укрепления здоровья населения, а также воспитания крепкого, физически и интеллектуально развитого поколения, способного к трудовой деятельности на благо и процветания общества.

Здоровый образ жизни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Здоровый образ жизни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Необходимость формирования основ здорового образа жизни у подрастающего поколения проявляется в направлениях образовательной программы дошкольников, включающих следующие мероприятия по развитию культуры ЗОЖ:

  • Формирование у дошкольников понимания значения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья»;
  • Исследование факторов, влияющих на формирование здоровья организма дошкольников;
  • Диагностирование состояния здоровья дошкольников разных возрастных групп и анализ его соответствия возрастной динамике развития детей;
  • Определение проблем в развитии культуры ЗОЖ;
  • Определение причин и отрицательных тенденций социальной среды, приводящих к негативной картине здоровья состояния здоровья подрастающего поколения;
  • Теоретические и практические методики поддержания и укрепления здоровья дошкольников.

Развитие здорового образа жизни дошкольников является процессом, параллельным процессу социального развития, социализации подрастающего поколения.

Социализация индивида осуществляется в социальной среде, которая функционирует по определенным нормам, которые должны быть соблюдены всеми ее членами. Эти нормы являются регуляторами поведения дошкольников. Нормы социального поведения исключают развитие вредных привычек, предполагают соблюдение дисциплины, следование правильному режиму дня, развитию положительных социальных отношений, с минимальным количеством стрессовых ситуации, а также формирование навыков борьбы с ними. Все эти направления включены в концепцию ЗОЖ. Поэтому социализация личности дошкольника способствует формированию у него основ здорового образа жизни и развитию стремления к следованию им в течение всей своей жизнедеятельности.

Направления воспитательной деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ

Осознанное отношение к своему здоровью, необходимость его поддержания и сохранения должны закладываться на дошкольном этапе развития ребенка. Это обусловлено психолого-педагогическими исследованиями динамики развития психических процессов организма.

ЗОЖ в дошкольном возрасте необходимо формировать как стиль поведения и жизни. Ребенок должен усвоить важность здоровья для себя и близких, понять необходимость его сохранения в нормальном состоянии. Все эти моменты не должны быть навязаны ребенку, а развиты у него в ходе самостоятельных рассуждений, анализа информации, исследовательской деятельности.

Основными направлениями развития ЗОЖ в дошкольной образовательной программе являются:

  1. Включение в режим дня ДОУ физкультурных занятий, таких как утренняя гимнастика, физкульминутки, упражнения на развитие разных физических качеств (выносливости, силы, координации движений и т.д.).
  2. Обязательные ежедневные прогулки дошкольников. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют профилактике развития различных заболеваний, укреплению иммунитета ребенка.
  3. Организация рационального режима дня и правильного питания. В ДОУ ребенок учится соблюдать правильный режим дня: питание в определенное время, обязательный дневной сон для восстановления сил и энергии организма, прогулки на свежем воздухе. Также, рацион питания включает только полезные для здоровья продукты.
  4. Соблюдение гигиенических норм. Санитарно-гигиенические требования должны быть непременно соблюдены при организации деятельности ДОУ. Воспитатели обеспечивают чистоту помещений, поддержание оптимального температурного режима и приучают детей к мытью рук и лица, уборке комнаты и своего рабочего места после занятий, чистке зубов, проводят процедуры закаливания организма.
  5. Экологическое воспитание. Оно основывается на воспитании у дошкольников бережного отношения к природе, осознании необходимости ее защиты.
  6. Развитие навыков коммуникативного общения. Избежание стрессовых ситуаций требует наличие умения строить положительные социальные контакты, умения решать конфликтные ситуации, предотвращать их развитие, слушать и слышать собеседника, принимать его точку зрения, проявлять толерантность к разным нациям и культурам.
  7. Формирование потребности в медицинском обслуживании. Ребенок должен усвоить необходимость посещения врача как при болезнях, так и для профилактики их развития.
  8. Следование утверждению: «Не вреди себе сам». Сюда входит профилактика асоциального поведения, в т. ч. употребления табачной, наркотической, алкогольной продукции и психотропных веществ, формирование понимания их негативного воздействия на организм человека. Также, сюда входит развитие привычек по уходу за собой, употребления только полезных продуктов питания и контроля своего поведения в целях предотвращения получения различных травм.

Направления <a href=воспитательной деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 2. Направления воспитательной деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot