Понятие инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей здоровых и детей с ограниченными возможностями (С ОВЗ),
Такого рода трансформация направлена на процесс формирования условий доступности образования для всех, включая обеспечение доступа к образованию детей с инвалидностью. Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что каждый ребенок индивидуален, имеет собственные потребности в обучении. Инклюзивное образование стремится к разработке подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким, чтобы удовлетворить различные потребности в обучении. Если преподавание и обучение будет эффективнее в результате изменений, внедряемых инклюзивным образованием, выиграют все дети.
Основные проблемы внедрения инклюзивного образования в школы
До недавнего времени всех детей разделяли на две категории – обучаемые и необучаемые. При этом необучаемых детей вытесняют из системы образования в систему здравоохранения, которая не решает проблемы психического развития, а только усугубляет их.
Современный мировой опыт демонстрирует, что эффективная реабилитация ребенка, который остался в семье, существенно выше, чем ребенка, которого отправляют в интернат. В связи с этим главная задача – предоставить семье необходимую помощь в процессе развития и обучения ребенка, гарантировать ему достойное будущее, то есть обеспечить возможность реализации взаимной интеграции общества и всех его членов. Это может стать возможным только если обеспечиваются равные права, а в первую очередь, право на образование.
Чтобы внедрить ребенка с ОВЗ в общество, должна быть создана эффективная система его реабилитации. Родителям необходимо видеть всю перспективу жизненного пути особенного ребенка, так как только при ее наличии, семья может сбросить с себя хроническое социальное напряжение.
Вместо концепции интеграции, предполагающей создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках существующей системы, без изменений самой системы, сегодня большее предпочтение отдают концепции инклюзивного образования, основная цель которого – изменить школы в соответствии с потребностями каждого ученика.
Во всем мире в школах инклюзию рассматривают в качестве обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их ровесниками.
Главная задача – сделать школы и образовательные учреждения дружелюбнее относительно детей с ОВЗ. Одним из направлений деятельности на этом пути выступает устранение различных барьеров в образовании, базирующееся на социальном подходе к инвалидности.
Школы должны вести учет всех детей с ОВЗ, что позволит работникам школы узнать индивидуальные особенности учеников, не относиться к ним меньшей долей внимания или уважения и произвести необходимый объем корректировок в своей работе. Также это даст родителям уверенность, что к их детям будут относиться адекватно и уважительно.
Одна из опасностей включения ребенка с ОВЗ в класс – возникновение снисходительности по отношению к нему. Обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе – не благотворительность. Он там учится в связи с тем, что остальные дети там учатся, так как это лучший подход к обучению и там дети могут встречаться между собой чаще всего.
Развитие инклюзивного образования – сложный процесс, который касается научных, методологических и административных ресурсов. Инклюзивным пространством подразумевается открытость и доступность не только для детей, но и для их родителей.
Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, для педагогов образовательных учреждений особую роль приобретают знания, касающиеся специальной психологии и коррекционной педагогике. Многие учителя массовых школ должны пересмотреть ряд основных положений методики преподавания предметов, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы, использовать дидактические принципы индивидуального и дифференцированного подходов, а также развивающий и наглядный характер обучения.
Принципы инклюзивного образования
К основным принципам инклюзивного образования относят:
- научность – предполагает разработку теоретико-методических оснований инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов, оценка эффективности используемых технологий, проведение независимой экспертизы;
- коррекционная направленность – предполагает модульную организацию образовательной программы, включение в базовую программу обучения и воспитание модулей из специальных коррекционных программ;
- индивидуальный подход – предполагает необходимость использования личностно-ориентированного и дифференцированного подходов;
- семейно-ориентированное сопровождение – предполагает необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи, семейно-ориентированной психотерапии, детско-родительских групп, то есть активное включение родителей в каждую стадию педагогического процесса;
- самостоятельная активность ребенка – предполагает необходимость дополнительных развивающих программ, обеспечивающих самостоятельную познавательную активность ребенка;
- междисциплинарная интеграция и социальное партнерство – предполагает слаженную работу таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог во время составления или изменения программы развития. Также должны слаженно работать различные ведомства, социальные службы, чтобы оптимизировать процесс образовательной интеграции детей с ОВЗ.
Чтобы на практике внедрить инклюзивное обучение, должны быть решены проблемы, связанные не только с материальной базой, но и с готовностью педагогов осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях. В связи с этим должны быть внесены изменения в процесс подготовки будущих педагогов. Каждому специалисту необходимо иметь определенный уровень сформированности инклюзивной компетентности в сфере образования, которая включает следующие компоненты:
- мотивационный компонент педагога предполагает личную заинтересованность, положительную направленность во время выполнения своей работы в условиях включения детей с ОВЗ;
- когнитивный компонент может быть рассмотрен в качестве способности педагогически мыслить на основании системы знаний, необходимых, чтобы осуществлять инклюзивное обучение;
- рефлексивный компонент – это способность анализировать собственную учебную и профессиональную деятельность в рамках инклюзивного образования;
- операционный компонент – это способность выполнять некоторые профессиональные задачи в условиях инклюзии, например, решать педагогические ситуации, использовать приемы самостоятельного и быстрого решения педагогических задач, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.