Сущность процесса обучения
Обучение – это двусторонний процесс, имеющий «субъект-субъектный» характер, представляющий собой эффективное педагогическое взаимодействие всех его участников, направленное на освоение знаний и овладение определенными умениями и навыками.
Обучение как дидактический процесс имеет следующие характерные признаки:
- двусторонность;
- совместная деятельность педагога и обучающихся;
- управление организацией и течением процесса со стороны педагога;
- руководство воспитанием и развитием учеников;
- планомерная организация, реализация и управление процессом обучения;
- единство процесса обучения и всех его составных компонентов;
- соответствие процесса обучения возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Таким образом, обучение – это активный двусторонний процесс совместной деятельности педагога и учащегося, включающий в себя два взаимосвязанных процесса – учение и преподавание.
Преподавание – это организованная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся определенных знаний, умений и навыков.
Учение – это активная деятельность учащихся, направленная на усвоение учебных знаний и освоение умений и навыков по их применению.
Процесс обучения невозможен в том случае, если одна из сторон отсутствует или принимает в нем пассивное участие. То есть процесс взаимодействия между педагогом и учащимися является основой процесса обучения.
Этапы и уровни процесса обучения
Процесс обучения – это процесс, направленный на овладение учащимися знаний. То есть в педагогическом плане – это дидактический процесс, который состоит из ряда последовательных этапов:
- постановка познавательной задачи обучения, уяснение ее значения и сути;
- непосредственное восприятие учащимися учебного материала;
- осмысление, переработка, расчленение, выделение и обобщение учебного материала, для его лучшего запоминания и усвоения;
- обучение умениям и навыкам по применению полученных знаний.
В зависимости от глубины изучаемых объектов, степени обобщенности, характеру влияние на практическую и теоретическую деятельность выделяют следующие виды и уровни знаний:
- Начальный уровень (знания-ознакомления) – направлен на ознакомление учащихся с общими чертами и направлениями обучения, позволяющими ему ориентироваться в процессе.
- Средний уровень (знания-репродукции) – направлен на представление учащимся учебного материала в различных видах и формах (словесная, наглядная и т.д.).
- Высокий уровень (знания-умения) – обучение применять знания в выполнении практической деятельности в повседневной жизни.
- Высший уровень (знания-трансформации) – направлен на обучение не просто использовать имеющиеся знания в практической деятельности, но и с их помощью получать новые.
В структурном отношении обучение как дидактический процесс включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов:
- цель обучения;
- участники обучения (педагоги и учащиеся);
- содержание и наполнение обучения;
- методы, средства, приемы, способы и технологии обучения;
- виды и формы организации процесса обучения;
- сопровождение обучения: материальное, техническое, методическое, организационное и т.д.;
- результаты обучения;
- рефлексия и последующая корректировка процесса обучения.
Таким образом, обучение как дидактический процесс имеет определенную логику, которая требует от учащихся и педагога проявления творческого подхода, а также учета всех факторов (внешних и внутренних), которые могут оказать влияние на процесс усвоения знаний, умений и навыков.
Характеристика деятельности педагога и учащихся в процессе обучения
Обучение как дидактический процесс предусматривает наличие двух обязательных сторон-участников, без которых невозможна его организация и реализация. Данными сторонами являются педагоги и учащиеся. Каждая сторона выполняет конкретную деятельность в процессе обучения.
Деятельность педагога в процессе обучения:
- Разъяснение учащимся целей и задач обучения, формирование у них устойчивой положительной мотивации на обучение.
- Ознакомление учащихся с новыми знаниями. Под знаниями понимаются – факты, события, явления, законы и т.д.
- Управление процессом усвоения учащимися новых знаний, научных закономерностей, законов, расширения собственных границ мировоззрения и т.д.
- Организация и управления переходом от теоретических знаний к практическим. Обучение учащихся умению использовать полученные знания.
- Организация различных видов деятельности учащихся: трудовая, исследовательская, проектная, творческая и т.д. Обучение навыкам самостоятельной организации и осуществления видов деятельности.
- Проверка результативности реализованного процесса обучения (устные и письменные контрольные, зачеты, тесты и т.д.).
Деятельность учащихся в процессе обучения:
- Самостоятельное осознание значимости целей и задач обучения.
- Усвоение новых знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
- Анализ, обобщение, синтез, сравнение и систематизация полученных знаний.
- Уяснение закономерностей и явлений, научных законов, понимание причинно-следственных связей.
- Приобретение умений и навыков по использованию полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
- Осуществление самостоятельной практической деятельности на основании полученных знаний и умений.
- Осуществление самоконтроля и самодиагностики.
Таким образом, можно сказать, что в процессе обучения ведущая роль принадлежит педагогу, так как именно он организует, направляет, руководит познавательной деятельностью учащихся, мотивирует их на активное участие в получении и усвоении новых знаний и умений, побуждает на сотрудничество, оказание взаимопомощи, взаимоконтроля и согласованности действий в процессе обучения.