Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика обучения как дидактического процесса

Сущность процесса обучения

Определение 1

Обучение – это двусторонний процесс, имеющий «субъект-субъектный» характер, представляющий собой эффективное педагогическое взаимодействие всех его участников, направленное на освоение знаний и овладение определенными умениями и навыками.

Обучение как дидактический процесс имеет следующие характерные признаки:

  • двусторонность;
  • совместная деятельность педагога и обучающихся;
  • управление организацией и течением процесса со стороны педагога;
  • руководство воспитанием и развитием учеников;
  • планомерная организация, реализация и управление процессом обучения;
  • единство процесса обучения и всех его составных компонентов;
  • соответствие процесса обучения возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Таким образом, обучение – это активный двусторонний процесс совместной деятельности педагога и учащегося, включающий в себя два взаимосвязанных процесса – учение и преподавание.

Определение 2

Преподавание – это организованная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся определенных знаний, умений и навыков.

Учение – это активная деятельность учащихся, направленная на усвоение учебных знаний и освоение умений и навыков по их применению.

Процесс обучения невозможен в том случае, если одна из сторон отсутствует или принимает в нем пассивное участие. То есть процесс взаимодействия между педагогом и учащимися является основой процесса обучения.

Этапы и уровни процесса обучения

Процесс обучения – это процесс, направленный на овладение учащимися знаний. То есть в педагогическом плане – это дидактический процесс, который состоит из ряда последовательных этапов:

  • постановка познавательной задачи обучения, уяснение ее значения и сути;
  • непосредственное восприятие учащимися учебного материала;
  • осмысление, переработка, расчленение, выделение и обобщение учебного материала, для его лучшего запоминания и усвоения;
  • обучение умениям и навыкам по применению полученных знаний.
«Характеристика обучения как дидактического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В зависимости от глубины изучаемых объектов, степени обобщенности, характеру влияние на практическую и теоретическую деятельность выделяют следующие виды и уровни знаний:

  1. Начальный уровень (знания-ознакомления) – направлен на ознакомление учащихся с общими чертами и направлениями обучения, позволяющими ему ориентироваться в процессе.
  2. Средний уровень (знания-репродукции) – направлен на представление учащимся учебного материала в различных видах и формах (словесная, наглядная и т.д.).
  3. Высокий уровень (знания-умения) – обучение применять знания в выполнении практической деятельности в повседневной жизни.
  4. Высший уровень (знания-трансформации) – направлен на обучение не просто использовать имеющиеся знания в практической деятельности, но и с их помощью получать новые.

В структурном отношении обучение как дидактический процесс включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов:

  • цель обучения;
  • участники обучения (педагоги и учащиеся);
  • содержание и наполнение обучения;
  • методы, средства, приемы, способы и технологии обучения;
  • виды и формы организации процесса обучения;
  • сопровождение обучения: материальное, техническое, методическое, организационное и т.д.;
  • результаты обучения;
  • рефлексия и последующая корректировка процесса обучения.

Таким образом, обучение как дидактический процесс имеет определенную логику, которая требует от учащихся и педагога проявления творческого подхода, а также учета всех факторов (внешних и внутренних), которые могут оказать влияние на процесс усвоения знаний, умений и навыков.

Характеристика деятельности педагога и учащихся в процессе обучения

Обучение как дидактический процесс предусматривает наличие двух обязательных сторон-участников, без которых невозможна его организация и реализация. Данными сторонами являются педагоги и учащиеся. Каждая сторона выполняет конкретную деятельность в процессе обучения.

Деятельность педагога в процессе обучения:

  1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения, формирование у них устойчивой положительной мотивации на обучение.
  2. Ознакомление учащихся с новыми знаниями. Под знаниями понимаются – факты, события, явления, законы и т.д.
  3. Управление процессом усвоения учащимися новых знаний, научных закономерностей, законов, расширения собственных границ мировоззрения и т.д.
  4. Организация и управления переходом от теоретических знаний к практическим. Обучение учащихся умению использовать полученные знания.
  5. Организация различных видов деятельности учащихся: трудовая, исследовательская, проектная, творческая и т.д. Обучение навыкам самостоятельной организации и осуществления видов деятельности.
  6. Проверка результативности реализованного процесса обучения (устные и письменные контрольные, зачеты, тесты и т.д.).

Деятельность учащихся в процессе обучения:

  • Самостоятельное осознание значимости целей и задач обучения.
  • Усвоение новых знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
  • Анализ, обобщение, синтез, сравнение и систематизация полученных знаний.
  • Уяснение закономерностей и явлений, научных законов, понимание причинно-следственных связей.
  • Приобретение умений и навыков по использованию полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Осуществление самостоятельной практической деятельности на основании полученных знаний и умений.
  • Осуществление самоконтроля и самодиагностики.

Таким образом, можно сказать, что в процессе обучения ведущая роль принадлежит педагогу, так как именно он организует, направляет, руководит познавательной деятельностью учащихся, мотивирует их на активное участие в получении и усвоении новых знаний и умений, побуждает на сотрудничество, оказание взаимопомощи, взаимоконтроля и согласованности действий в процессе обучения.

Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot