Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей младшего школьного возраста

Дидактические игры: сущность, особенности и виды

Определение 1

Дидактическая игра - это форма реализации учебной деятельности, которая строится по принципу игры, с учетом наличия правил, конкретной структуры игровой деятельности и ее последовательности.

Это один из видов активной формы обучения, где задействованы все участники процесса объединены одной игровой задачей, в основе которой заложено обучающее ядро.

Основная характеристики дидактических игр - это наличие игровой ситуации, четких правил поведения и системы оценивания действий участников в игре.

Дидактические игры разрабатываются как для детей, так и для взрослых. Для детей наиболее актуальны развивающие дидактические игры (направлены на развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление), а также социоигровые технологии обучения. Последние направлены на расширение репертуара социального взаимодействия детей, адаптации к изменяющимся социальным условиям, развитие навыков самопрезентации и самораскрытия.

Дидактические игры для взрослых в основном носят характер командообразования, повышения навыков принятия командных решений, сплоченности группы, развития навыков управления. Сюда относятся такие формы игр, как имитации конкретных ситуаций, основная суть которых состоит в анализе самой проблемной ситуации и поиске путей ее разрешения. Сама ситуация может быть технической, социальной или управленческой. Также популярностью пользуется игровое проектирование - создание, проектирование или конструирование технологий проведения работы социального, технического или управленческого характера.

Основной характеристикой дидактического обучения является создание собственно игрового формата, то есть соблюдение принципа интерактивности (взаимодействия). Интерактивность выражается в следующих показателях:

  • подвижность обучающихся
  • наличие ролевых позиций у обучающихся
  • этапность и пошаговость заданий
  • наличие малых (рабочих) групп
  • исход игры может быть непредсказуемым, ибо обучающиеся могут выбрать его сами (авторский и креативный подход)
«Дидактическая игра как средство развития внимания у детей младшего школьного возраста » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Младший школьный возраст: характеристики

Младший школьный возраст - это период от 6-7 лет до 10-11 лет. Основным психическим новообразованием этого периода является чувство социальной и психологической компетентности, дифференцированности своих возможностей. Однако целостного представления о себе у ребенка в это время еще нет, более того эти представления носят статичный характер, вневременной и внеситуативный.

В данном возрасте значительно повышается произвольность и осознанность всех психических процессов, они становятся внутренне опосредованными. В связи с началом школьного обучения, окружающая среда ребенка невероятно расширяется, становится более сложной и регламентированной. В такой ситуации, объем внимания ребенка начинает постепенно расширяться, но вследствие высокой подвижности среды и новизны стимулов, оно еще не слишком устойчиво, поэтому ребенок демонстрирует повышенную отвлекаемость. То же самое происходит и с произвольностью внимания, она еще только начинает оформляться.

Поэтому основными линиями развития в данном возрасте, я сточки зрения функций внимания, является развитие переключаемости внимания, его распределяемости и повышение произвольности.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

При формировании дидактического формата обучения важно понимать, какая дидактическая задача стоит перед преподавателем, то есть какова целью обучающего и воспитательного процесса. Именно эта цель и формирует содержание самой игры.

Помимо дидактической задачи, важно понимать исходный уровень подготовленности обучающихся, так как основной принцип любого обучающего процесса - это соблюдение зоны ближайшего развития ребенка: он должен уметь справиться с чем-то сам. Продолжительность самих игр также должна быть небольшой (около 20 минут), чтобы не вызвать утомления у ребят.

Сама процедура проведения игр строится в следующем порядке:

  • знакомство ребят содержанием игры, дидактическим материалом игры и исходными представлениями ребят)
  • объяснение хода и правил игры
  • демонстрация игровых действий с акцентом на том, что другие способы действий могут не привести к нужному результату
  • определение роли преподавателя в игре (участник, наблюдатель, жюри)
  • проведение игры
  • подведение итогов самой игры: анализ совершенных действий, обратная связь от ребят

С точки зрения самих видов дидактических игр для младшего школьного возраста, развивающих внимание, можно выделить основные группы:

  • игры с предметами: “Сделай как было” (берутся 4-5 игрушек, знакомых детям, и преподаватель меняет одну в ряду, а дети должны исправить), “Чего не хватает?” (преподаватель также раскладывает от 4 до 8 хорошо знакомых детям предметов, накрывает их чем-то и затем убирает один предмет, детям нужно определить, какого предмета не хватает)
  • настольные или печатные игры (с картинками): “Запомни и расставь точки” (ребенку последовательно предлагаются 8 карточек, на которых изображен квадрат, в котором расположены точки. С каждой карточки количество точек увеличивается. Ребенок должен посмотрев на карточку, на выданных ему бланках, отметить также точки в тех же местах, что и на стимульном материале), “Подбери окошки” (детям дается набор, в котором 1 большая карта, разделенная на 8 маленьких квадратов, изображающих окошки, и 9 маленьких карточек, которые изображают квадратные окошки, и 1 карточка - круглое окошко). Окошки различаются по цветам: детям нужно поэлементно подобрать маленькие окошки из карточек на 1 большую карту с нарисованными окошками.
  • словесные игры: “Нос-пол-потолок” (ведущий называет и показывает указанные объекты, но название может не всегда совпадать с самим местом. Детям нужно ориентироваться на название, не поддаваясь на провокации). “Дни недели” (когда ведущий называет будние дни, ребята хлопают в ладоши, а когда выходные - ничего не делают). Запрещенное движение.

Дидактических игр на внимание очень много: перечисленные игры развивают распределяемость внимания, его объем, осознанность и произвольность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot