Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания

Определение 1

Дидактическая игра – это форма организации учебного занятия, основанная на использовании игр, имеющих правила и ориентированных на реализацию принципов активного обучения и активное развитие всех участников игрового процесса.

Дидактические игры объединяют коллектив детей общей учебной задачей. Они действуют совместно и слажено для ее решения и достижения ситуации успеха.

Дидактические игры активно применяются на этапе дошкольного обучения. Они являются эффективным средством сенсорного воспитания детей.

Сенсорное воспитание – это формирование навыков восприятия объектов окружающего мира и развития адекватного представления о них. Оно опирается на чувственный опыт ребенка и выступает фундаментом постижения мира и его законов.

Возможности дидактической игры как средства сенсорного воспитания

Познание детьми окружающего мира опирается на восприятие. В его основе лежат ощущения, которые связаны с чувствами и эмоциями. Именно чувственное познание является основой развития детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в качестве средства развития у детей чувственного опыта, обусловлено следующими параметрами:

  1. Дидактическая игра позволяет создать условия для многократного наблюдения за объектами и процессами окружающего мира, давая повторное восприятие предметов и их свойств и, обеспечивая тренировку навыков в их распознании и сравнении, выделении отличительных характеристик, признаков.
  2. Дидактическая игра способствует развитию чувственных впечатлений, направленных на узнавание объектов по их характерным признакам: форма, размер, цвет. При этом, формируются навыки восприятия, как на основе наглядного представления, так и по словесному описанию.
  3. Развитие навыков обобщения, дифференциации и группировки объектов по общим признакам посредством дидактической игры.
  4. Игровой процесс облегчает познание сенсорных эталонов, а также, формирует навыки соотношения объектов окружающего мира с сенсорными эталонами.
«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дидактические игры находят довольно широкое применение в воспитательном процессе. Они обладают широким воспитательным потенциалом, связанным с развитием сенсорных представлений. Здесь, главное их умелое и грамотное использование в воспитательном процессе.

Правила организации дидактической игры как средства сенсорного воспитания

Дидактическая игра, ориентированная на сенсорное развитие детей, проводится в соответствии со следующими правилами:

  1. Выбор оптимальной игры. Предполагается соответствие игры целям и задачам сенсорного воспитания;
  2. Соответствие дидактической игры и условий ее реализации программным основам воспитания и обучения детей дошкольного возраста определенного этапа обучения, конкретного возраста;
  3. Выбор оптимального временного периода проведения игры, в соответствии с возрастными особенностями развития детей и режимом дня;
  4. Выбор оптимального места проведения игрового действия. Оно должно быть удобным, безопасным и позволять детям активно действовать;
  5. Правило дидактической игры должно выступать ее организующей основой;
  6. Включение в игровой процесс развитие навыков аналитического восприятия. Дошкольники должны научиться отличать цвета и оттенки, разделять объекты на составные компоненты, определять размеры в соотношении и выделять отдельные измерения величин;
  7. Расширение предметно-пространственной развивающей среды. В ней должны быть представлены объекты разных форм, цветов и величин, а также созданы условия для их вариативного использования, самостоятельной игры;
  8. Переход игрового действия от простого к сложному. Обучение необходимо начинать с освоения элементарных эталонов, постепенно переходя к изучению более сложных;
  9. Разнообразие игр. Игры должны быть ориентированы на узнавание, называние, сохранение в памяти цветов, форм и величин, их определение в пространстве, группировку сходных объектов (по сенсорным характеристикам), выделение отличительных признаков объектов;
  10. Предоставление детям максимальной самостоятельности в игровом процессе. Дети не должны быть сторонними наблюдателями. Потому, педагогу недопустимо выполнять действия за них;
  11. Игровое действие должно быть подчинено решению задач игры, а также быть увлекательным, интересным для конкретной возрастной группы в течение всего хода игры, начиная от ее организации и, завершая подведением итогов.

Задачи дидактических игр, ориентированных на сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие детей предполагает использование разнообразных дидактических игр. Каждая игра может быть ориентирована на решение одной или нескольких задач сенсорного воспитания подрастающего поколения. К таким задачам относятся:

  1. Развитие навыков сравнения и группировки объектов по сходным сенсорным параметрам.
  2. Развитие навыков различения объектов разных форм, цветов и величин, выделение отличительных характеристик.
  3. Развитие навыков классификации предметов и их наглядного представления (картинок, иллюстраций, рисунков).
  4. Формирование навыков нахождения предметов по нескольким сенсорным характеристикам или по одному параметру. Здесь, предполагается отгадывание объекта по словесному описанию его свойств.
  5. Развитие внимания и памяти. Чтобы развить способности сенсорного восприятия, требуется развитое внимание. А закрепление сенсорных эталонов опирается на развитую память ребенка. Поэтому, применяются игры, ориентированные на развитие навыков запоминания того или иного факта, по которому объекты делятся на группы, способы запоминания произошедших изменений.

Данные задачи достигаются на основании соблюдения правил организации дидактической игры и с учетом возрастных особенностей развития детей.

Действия, выполняемые ребенком в ходе игры, должны быть разнообразными и содержательными. Это обеспечивает продуктивность игровой деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot