Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста

Определение 1

Дидактическая игра – это одно из средств, позволяющее через доступную и привлекательную для детей дошкольного возраста форму деятельности, решать разнообразные воспитательные и образовательные задачи.

Определение 2

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов и содержащие в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту ребенка.

Значимость дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста

Большое значение в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста имеют дидактические игры и дидактические игрушки. Ведь именно игра и игрушка способна одновременно учить, воспитывать и дарить ребенку радость.

С самого раннего возраста ребенок активно познает окружающий мир, посредством исследования происходящего вокруг. В этом познании ему активно помогают дидактические игры и игрушки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, учат его наблюдать и выделять характерные признаки предметов, устанавливать простейшие взаимосвязи между ними.

Особую значимость дидактические игры и игрушки имеют в воспитании детей раннего возраста, так как с их помощью дети познают и усваивают нормы и правила поведения в обществе, получают навыки взаимодействию с окружающими. Все эти навыки необходимы детям не только для последующего успешного обучения в школе, но и для успешной социализации в обществе.

Замечание 1

Дидактическая игра и игрушка неотделимы друг от друга. Так, дидактическая игрушка может стать началом игры, в ходе которой развивается сюжет, требующий дополнительных игрушек.

Ценность дидактической игры и игрушки состоит в том, что они знакомят детей раннего возраста с жизнью, способствуют его психическому развитию, обеспечивают возможность осуществления всех видов детской деятельности.

«Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачи дидактических игр и игрушек

Основные задачи применения дидактических игр и дидактических игрушек в воспитании детей раннего возраста:

  1. Обогащение чувственного опыта ребенка раннего возраста, обеспечение развития восприятия.
  2. Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Воспитание дисциплинированности, справедливости, честности, организованности и волевых качеств личности ребенка, посредством соблюдения правил игры.
  5. Формирование нравственных понятий и представления, усвоение общепринятых норм и правил.
  6. Воспитание эстетических чувств.

Дидактическая игра, как метод воспитания детей раннего возраста, имеет свою определенную структуру:

  1. Ориентация – ребенок знакомится с темой игры, ее правилами, общим ходом и содержанием.
  2. Подготовка к игре – распределение ролей, ознакомление с игровыми заданиями, рассмотрение текущих процедурных вопросов.
  3. Непосредственное проведение игры – дети самостоятельно играют, педагог лишь наблюдает за ходом игры и при необходимости помогает, поправляет или направляет.
  4. Обсуждение игры – анализ проведенной игры проводится в форме дискуссии.

В дидактических играх, помимо дидактического материала, зачастую используются дидактические игрушки. В качестве дидактических игрушек выступают разнообразные конусы, башенки, пирамидки, шарики, мозаики и т.д. Используя их, дети раннего возраста, учатся различать цвет, форму, величину, а также знакомятся с числами, цифрами, пространственными положениями и т.п.

Классификация дидактических игр и игрушек

В настоящее принято классифицировать дидактические игры по следующим видам:

  1. Дидактические игры-путешествия – основаны на необычном и сказочном, призваны обратить внимание детей на то, что существует рядом с ними, но они это не замечают. Суть игры – путешествие через время и пространство, либо в намеченное место, посредством использования собственного воображения.
  2. Дидактические игры-поручения – это игровые действия и задания, которые основаны на предложении выполнить что-либо.
  3. Дидактические игры-предположения – это игры, основанные на таких вопросах «Что было бы?», «Что бы я сделал, если бы?» и т.п., которые побуждают ребенка на осмысление вопроса, и последующее осуществление определенных действий.
  4. Дидактические игры-загадки – направлены на формирование у детей умений анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.
  5. Дидактические игры-беседы – основаны на взаимодействии между воспитателем и ребенком, в ходе которого происходит активизация мыслительных и эмоциональных процессов воспитанника.
  6. Сюжетно-ролевые дидактические игры - это игры, в ходе которых заложены определенные жизненные и практические ситуации, при разыгрывании которых дети исполняют соответствующие роли.
  7. Дидактические игры фанты – это игры, в которых имеются определенный игровой момент, например, при описании действия не произносить запрещенного слова и т.д.

Виды дидактических игрушек:

  1. Образные дидактические игрушки – это игрушки, которые воплощают собой определенный образ. Например, животное или человек, предмет мебели или посуды и т.д.
  2. Игрушки-орудия – это игрушки, которые способствуют овладению детьми определенных действий (лопатки, ведерки, формочки и т.д.)
  3. Технические игрушки – формируют у ребенка представления о технике, побуждают к экспериментированию и возникновению познавательных вопросов (машинки, трактора, самолеты, кораблики и т.д.).
  4. Театрализующие игрушки – это игрушки, которые дети используют при организации спектаклей, они представляют собой образ определенного героя или персонажа сказки.
  5. Спортивно-двигательные – направлены на формирование основных физических движений, ориентировки в пространстве, волевых качеств личности и т.д.
  6. Игрушки-самоделки дети создают самостоятельно в соответствии с игровой целью. Их изготовление формирует у ребенка умение создавать и воплощать замысел, стимулирует его творчество, помогает познавать свойства материала, формирует социальные мотивы поведения (сделать подарок маме, помочь детям). Такие игрушки являются своеобразным способом самопроявления, предметом гордости. Многие из них являются многофункциональными, потому они особенно интересны ребенку.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot