Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сенсорное воспитание детей

Определение 1

Сенсорное воспитание ребенка – это процесс формирования определенной системы, необходимой для развития сенсорики внешних свойств различных предметов (форма, цвет, размер, запах, вкус, нахождение в пространстве и т.д.).

Значимость сенсорного воспитания детей

Значимость сенсорного воспитания заключается в том, что оно способствует полноценному восприятию окружающей действительности, представляет собой основу познания и мира и первую ступень чувственного опыта ребенка. Успешность физического, эстетического и умственного развития также во многом зависят от уровня сенсорного развития ребенка, от того как хорошо он видит, слышит и осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания, состоим в том, что оно:

  1. Представляет собой основу для полноценного интеллектуального развития.
  2. Способствует упорядочиванию разрозненных представлений ребенка об окружающем мире и взаимодействии с ним.
  3. Оказывает большое влияние на развитие наблюдательности, воображения, внимания.
  4. Готовит ребенка к успешной адаптации в современном обществе.
  5. Оказывает положительное влияние на полноценное развитие эстетических чувств.
  6. Позволяет полноценно овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
  7. Обеспечивает усвоение необходимых сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, расширение словарного запаса.
  8. Оказывает значительное влияние на развитие различных видов памяти (слуховой, моторной, образной и т.д.).
Замечание 1

Задачи, стоящие перед сенсорным воспитанием, зависят от возраста детей. Это связано с тем, что в разном возрасте у детей разный запас знаний о цвете, величине и форме.

Особенности сенсорного воспитания, в зависимости от возраста ребенка

«Сенсорное воспитание детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенности сенсорного воспитания в каждом возрасте зависят от того, что дети разных возрастов чувствительны к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждая возрастная ступень является благоприятной для определенной стороны развития.

Для детей младшего возраста чувственный опыт имеет большое значение в развитии и ознакомлении с окружающими предметами и явлениями. Ребенка, в процессе сенсорного воспитания, необходимо знакомить не только с формой, величиной и цветом, но и параллельно осуществлять совершенствование речи, слуха и т.д.

В среднем дошкольном возрасте процесс сенсорного воспитания должен быть направлен на выяснение свойств предметов и явлений, а также на определение их «сигнального значения». Для этого необходимо организовывать занятия, предусматривающие обследование формы, цвета и величины предметов.

В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание направлено уже не только на ознакомление со свойствами предметов и явлений, но и на осуществление сравнения свойств предметов между собой. Для этого организуются занятия, на которых дети исследуют, анализируют и сравнивают между собой свойства двух и более предметов или явлений.

Замечание 2

Таким образом, сенсорное воспитание имеет большое значение для физического, психического и интеллектуального развития детей на всех возрастных ступенях.

Этапы сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание осуществляется поэтапно:

1 этап предэталонный – протекает на третьем году жизни ребенка. Ребенок начинает различать фигуры, не всегда он их называет по форме (круг, квадрат, треугольник и т.д.), чаще всего дает свои названия, которые образованы исходя из особенностей формы. Например: круглая фигура похожа на мячик, треугольник – на крышу и т.п.

2 этап – дети начинают называть конкретные предметы и фигуры в соответствии с их формой. На данном этапе также осуществляется овладение цветовым спектром. Ребенок использует цвета не только во время занятий или обучающих игр, но и в процессе самостоятельных игр.

Кроме того, большое значение на данном этапе имеет овладение эталонными величинами, которые носят условный характер. Дети учатся сравнивать большое и маленькое, понимать, что один предмет может быть одновременно и большим, и маленьким, в зависимости от того с чем его сравнивают, то есть что является эталоном измерения. Например, если сравнивать яблоко с арбузом, то оно маленькое, а если со сливой или абрикосом, то яблоко – большое.

Кроме того, ребенок должен уяснить, что эталонные величины могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – приходится на 4-ый – 5-ый год жизни ребенка. Дети этого возраста уже в полной мере овладели сенсорными эталонами и учатся их систематизировать. Задача педагога помочь ребенку выстроить правильную последовательность из них, например, цветовой спектр.

На этом этапе также осуществляется знакомство с вариантами различных геометрических фигур, которые различаются не только между собой по форме, но соотношением собственных сторон. Например, детей знакомят с тем, что у треугольника есть длинные и короткие стороны, постепенно переходят к понятиям ширины, длины и высоты.

Реализуется этот этап посредством дидактических игр и упражнений, которые постепенно усложняются. Проведение игр и упражнений может осуществляться индивидуально и в группе.

Дидактические игры и упражнения, направленные на сенсорное воспитание детей, решают ряд важных задач:

  1. Создают необходимый положительный эмоциональный настрой.

  2. Формирование мотивации на совершение действий.

  3. Формирование и развитие представлений о явлениях и предметах:

    • умение различать предметы, исходя из их внешних качеств;
    • ознакомление с существенными признаками предмета.
  4. Формирование и развития умения осуществлять сравнение предметов и явлений по их признакам и свойствам.

  5. Ознакомление с сенсорными эталонами:

    • знакомство с формой и величиной;
    • формирования умения различать предметы в зависимости от цвета, размера и формы.

Сенсорное воспитание детей требует соблюдения ряда условий:

  1. Начинать воспитания с игр легких для восприятия.
  2. На каждом из этапов воспитания необходимо добавлять только одно новое понятие или признак (форма, цвет и т.д.).
  3. Не следует показывать детям одновременно несколько игр, лучше предлагать ребенку разные варианты одной игры.
  4. Подбирать методы, средства и приемы воспитания, в соответствии с возрастными особенностями детей.
  5. Работа по сенсорному воспитанию детей должна осуществляться систематически.
  6. Обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, при организации воспитательного процесса.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot