Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями

Характеристики сенсорных нарушений

Определение 1

Сенсорные нарушения – это нарушения в работе органов зрения, слуха, искаженное осязание и обоняние, сбои в работе рецепторов и сигналов от них поступающих, проводящие к неадекватному восприятию окружающей действительности.

Сенсорное восприятие окружающего мира характеризуется чувственным познанием его устройства. Если в работе органов чувств имеются какие-то нарушения, то это приводит к искажению восприятия мира, его объектов и процессов.

Сенсорные нарушения являются следствием более серьезного заболевания ребенка т.е. они являются вторичным отклонением. Они могут возникнуть при ДЦП, даунизме, умственной отсталости, различных сбоях в функционировании центральной нервной системы.

Основными характеристиками сенсорных нарушений являются:

  1. Дефекты речи;
  2. Отсутствие реагирования на световые и звуковые раздражители;
  3. Неспособность совершать произвольные движения;
  4. Привлечение внимания к собеседнику, посредством совершения разнообразных движений;
  5. Наблюдение за мимикой собеседника;
  6. Неспособность совершать свободные движения;
  7. Искаженная пространственная ориентация.

Вследствие нарушений в развитии ребенка, его неспособности адекватно воспринимать мир и полноценно формировать социальное взаимодействие, процесс обучения и воспитания детей с сенсорными отклонениями реализуется в специальных образовательных заведениях по коррекционным программам.

Коррекционное образование детей с нарушениями слуха

Коррекционная работа с детьми, имеющими разнообразные слуховые отклонения, реализуется по нескольким направлениям. Каждое из них ориентировано на решение определенных задач по коррекции, имеющегося дефекта для полноценного обучения и воспитания ребенка со сбоем в слуховом восприятии.

При этом, нарушения слуха могут носить разный характер: полная или частичная глухота, слабо выраженный характер слухового дефекта или яркое проявление, влияющее на иные стороны развития личности.

«Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными направлениями коррекционной работы по преодолению слуховых отклонений являются:

  1. Развитие речи. Необходимо развить языковые навыки общения у ребенка, расширить его словарный запас и активизировать внимание на разные аспекты речи и их развитие, исходя из особенностей слухового дефекта. Если у ребенка наблюдается неполная потеря слуха, то коррекционная работа ориентирована на формирование навыков слухового восприятия. Осуществляется обучение детей восприятию информации на слух, различению разных звуков речи и неречевого звучания. После, формируются навыки произношения. Осуществляется мотивация ребенка к речевому произношению, формирование у него навыков наиболее приближенного к нормальному речевого произношения.
  2. Развитие игровых навыков. Чтобы ребенок со слуховым дефектом научился играть, необходимо создать специальную игровую среду, мотивирующую его к игровой деятельности. Игры должны быть доступными и понятными для ребенка. Необходимо обучить его совершению действий с игровым оборудованием, правилам игры, разворачиванию игрового сюжета.
  3. Эстетическое развитие. Оно осуществляется путем организации изобразительной и конструктивной деятельности. Дети учатся рисовать, лепить, создавать аппликации, строить конструкции из разных материалов. Данные виды деятельности ориентированы на развитие визуального и тактильного восприятия.
  4. Трудовое воспитание. Оно основано на формировании элементарных трудовых навыков, активизирующих речь и слуховое восприятие.
  5. Музыкальное развитие. Оно формируется через восприятие музыки на слух, знакомство с ритмом и музыкальной интонацией. Музыкальное развитие формирует эстетическое восприятие мира.

Обучение детей с нарушениями зрения

Исследованием процессов обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в работе органов зрения занимается раздел педагогической науки тифлопедагогика. Тифлопедагогика разрабатывает основы коррекционного обучения для детей с разной степенью проявления нарушения зрения:

  1. Слабовидящие дети. Такие дети обучаются возможностью использования своего потенциала работы органов зрения: учатся применять трости для перемещения, использовать методики пространственной ориентации, применяемые для перехода дорог, посещения различных учреждений.
  2. Слепые дети. Такие дети учатся использовать другие сенсорные параметры организма для совершения различных действий: хождение на ощупь, знание особенностей различных объектов, которые различаются посредством осязания, обоняния, слуха.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения реализуется по специальным методикам. Они предполагают применение следующих средств обучения:

  1. Литература с точечным шрифтом. Она ориентирована на обучение детей с полностью отсутствующим зрением;
  2. Литература с сочетанием точечного шрифта и цветной печати. Ее использование ориентировано на детей с наличием остаточного зрения;
  3. Литература с крупным шрифтом, большими красочными изображениями. Она направлена на обучение слабовидящих детей;
  4. Приборы для ручного письма;
  5. «Говорящая аппаратура». Она ориентирована на развитие слухового восприятия информации;
  6. Программные средства;
  7. Ультразвуковые локаторы, способствующие развитию пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей.

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения носит комплексный характер. Он предполагает не только работу по устранению дефектов в визуальном восприятии, но и использование медицинских средств для коррекции различных глазных заболеваний, а также сопутствующих им иных нарушений в работе органов и систем организма. Кроме того, коррекционная терапия требует оказания ребенку психологической поддержки, проведения диагностирования психического развития и лечения отклонений, а также логопедической коррекции речевых нарушений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot