Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сенсорное воспитание детей с нарушением речи

Определение 1

Сенсорное воспитание – это способы развития сенсорного восприятия окружающего мира: определения цвета, формы, величины и иных признаков объектов, отличающих их от иных объектов.

Сенсорное воспитание лежит в основе общего развития подрастающего поколения. Оно необходимо для адекватного познания устройства окружающего мира и его объектов.

Особенно важно сенсорное воспитание детей, имеющих различные речевые дефекты развития. Это обусловлено тем, что нарушения речи могут быть вызваны отклонениями в функционировании психических процессов и работе головного мозга, а, следовательно, наблюдаются отклонения в сенсорном восприятии. Это приводит к необходимости построения особой модели сенсорного воспитания детей с речевыми дефектами.

Особенности сенсорного развития ребенка с речевыми дефектами

Сенсорное развитие имеет важное значение в дошкольном возрасте. Оно определяет эффективность подготовки дошкольника к дальнейшему этапу его жизнедеятельности – обучению в школе, поскольку сенсорное развитие отвечает за эффективность восприятия окружающего мира.

Сенсорное развитие реализуется в течение всего дошкольного этапа. При этом, оно имеет свои особенности становления в разные возрастные периоды.

Что касается детей с речевыми дефектами, то их сенсорное развитие отличается рядом специфических черт. К ним относятся:

  1. Снижение темпов восприятия окружающего мира;
  2. Неточное восприятие, обусловленное сбоями в работе визуального и тактильного восприятия, вызванными речевыми отклонениями;
  3. Исследование объектов окружающего мира приобретает длительный и затруднительный характер. Исследование объектов осуществляется на основании ряда практических действий, совершения большого количества ошибок;
  4. Несвоевременное формирование эталонных представлений: трудности освоения оттенков цвета, параметров величины объектов: высота, глубина, длина;
  5. Полноценный образ объекта, целостное восприятие его свойств формируется в сознании дошкольника в замедленном темпе;
  6. Плохо развитая способность определения свойств объектов на основе тактильного восприятия: ребенок практически не может правильно сформировать представление об объекте, который он не видит;
  7. Сложности визуального восприятия объектов окружающего мира, находящихся в нестандартной обстановке;
  8. Проблемы пространственного ориентирования, подлежащие быстрой компенсации.
«Сенсорное воспитание детей с нарушением речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сенсорное развитие дошкольника с различными речевыми патологиями приобретает неравномерный характер. Оно отстает от своего нормального развития и не активизируется в сензитивные периоды. Это требует организации системы воспитания, ориентированной на сенсорное развитие дошкольника в условиях наличия того или иного речевого дефекта.

Модель сенсорного воспитания дошкольника с речевыми дефектами

Сенсорное воспитание детей с различными речевыми патологиями реализуется на основании специальной программы, включающей коррекционные мероприятия по устранению или сглаживанию речевого нарушения и активизации сенсорного восприятия.

Период сенсорного обучения ребенка с речевыми отклонениями является более длительным и трудоемким. Дети совершают множество ошибок при назывании признаков объектов. Они не могут легко перенести сенсорные эталоны, которые они выучили, на реальные объекты. Это требует длительной отработки, выполнения большого количества тренировочных упражнений.

Модель сенсорного воспитания дошкольников с речевыми нарушениями может быть представлена, как процесс познания дошкольником свойств объектов через их восприятие в движении. Это означает, что для восприятия активизируется работа двигательного анализатора. Процесс восприятия становится реальным действием, реализуемым ребенком для познания свойств объекта.

Восприятие объектов осуществляется в несколько этапов:

  1. Проведение визуального осмотра объекта: ребенок обводит глазами контур объекта.
  2. Очертив объект визуально, ребенок сравнивает его с формами, которые ему известно и относит данный объект к одной из форм.
  3. Разделение объекта на части и визуальный осмотр с очерчиванием контуров каждой части.
  4. Определение пространственного расположения каждой части объекта по отношению к его основополагающей детали: расположен «выше», «левее», «справа», «сбоку» и т.д.
  5. Знакомство с цветовой гаммой объекта и его частей. Ребенок называет цвет всего объекта и каждой его части. Если имеется преобладающий цвет, то это стоит отметить, а также обозначить все цвета и оттенки, имеющиеся у данного объекта.
  6. Определение пространственной ориентации, рассматриваемого объекта.

Данная модель ориентирована на развитие сенсорного восприятия у детей с хорошо развитым визуальным восприятием. Если имеются отклонения в данной области, то следует обводить контуры объектов, посредством тактильного восприятия.

Замечание 1

Все занятия проводятся в игровой форме и включают в себе логопедическую коррекцию имеющегося речевого дефекта.

Разновидности игровых упражнений, применяемых в сенсорном воспитании

Чтобы познакомить ребенка с различными свойствами объектов, применяются следующие игры:

  • «Железный и деревянный». Данная игра ориентирована на различение формы объектов и материалов, из которых они изготовлены. Для этого, детям показываются объекты, выполненные из дерева, металлов, бумаги и т.д. Ребенок осматривает, ощупывает их, запоминая свойства. Затем, он должен назвать эти свойства по названию объекта. Например, ложка – железная, стакан – стеклянный;
  • «Художники». Данная игра ориентирована на формирование восприятия форм объектов. Педагог закрывает глаза ребенку и рисует у него на руке объект определенной форме. Ребенок должен угадать, что это за объект или, хотя бы, назвать его форму;
  • «Поиск объекта по признакам». Дети ищут объекты, расположенные в комнате на основании признаков, названных воспитателем;
  • «Разложение объектов по цветам». Игра направлена на развитие навыков цветового восприятия. Детям предлагает разложить все игрушки или иные объекты в несколько коробок по цветам;
  • «Прятки». Игра направлена на формирование навыков пространственной ориентации объектов и различение их форм. Для игры используются фигуры из бумаги разных размеров и форм. Даются задания на прятанье объектов. Например, маленький круг спрятался за большой треугольник.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot