Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Продуктивная деятельность как средство сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Характеристика продуктивной деятельности дошкольника

Определение 1

Продуктивная деятельность дошкольника – это процесс создания ребенком конкретного продукта, наделенного определенными признаками и свойствами.

Продуктивная деятельность детей представлена с лепкой, выполнением аппликаций, конструированием из кубиков и иных материалов и т.д. Конечным результатом данной деятельности является продукт, который отражает навыки и умения ребенка, демонстрирует его творческий потенциал и способности.

Данный вид деятельности начинает свое развитие именно в дошкольном возрасте. Она стоит на одной ступени с игровой деятельностью дошкольника и способствует активизации работы его психических процессов: развитию познавательной и творческой активности, формированию волевых качеств, становлению эмоциональной сферы.

Продуктивная деятельность дошкольника включает в себя следующие разновидности:

  1. Формирование конструкций из разных материалов и разными способами.
  2. Лепка из глины или пластилина.
  3. Создание разнообразных поделок: из природного материала, бытовых отходов, картона, бумаги и т.д.
  4. Создание аппликаций и мозаики.
  5. Создание макетов.

Продуктивная деятельность способствует разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Она активизирует логическое мышление, стимулирует развитие фантазии и воображения, помогает в становлении физических навыков дошкольника: координация движений, пространственная ориентация, формирует навыки сравнения и аналитические способности.

Продуктивная деятельность имеет тесную связь с сенсорным развитием ребенка. Это объясняется тем, что в ее ходе происходит освоение устройства тех или иных объектов, их признаков и качеств. Ребенок должен знать, какой формы объекты ему предстоит вылепить или вырезать, какого размера дом построить и в какой цвет его покрасить. Так, происходит формирование представлений дошкольника о конкретных объектах окружающего мира, их особенностях, вырабатываются навыки сравнения их между собой, выявления отличительных и схожих признаков.

«Продуктивная деятельность как средство сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Продуктивная деятельность лежит в основе сенсорного воспитания подрастающего поколения. Она способствует творческому развитию дошкольника, активизирует его познавательные возможности, помогает в усвоении норм эстетического поведения и выработке нравственных ориентиров деятельности.

Содержание продуктивной деятельности дошкольника

Замечание 1

Содержание продуктивной деятельности – это перечень работ, которые дети выполняют под руководством или совместно с воспитателем.

Содержание продуктивных видов деятельности выбирает воспитатель, исходя из возрастных особенностей развития дошкольников, конкретной возрастной группы и особенностей их индивидуального развития: возможностей, способностей, интересов, потребностей, творческих задатков.

Дошкольный возраст является этапом развития созидательной деятельности ребенка. Он стремится создать что-то, увидеть, что его труд не напрасен, что у него имеются конкретные итоги, которые он может показать всем, гордясь и восторгаясь своими умениями. Это помогает в самоутверждении ребенка. Поэтому, содержание продуктивной деятельности дошкольника базируется на разнообразных видах и направлениях деятельности, которые доступны для выполнения ребенком и, которые приводят к созданию конечного продукта, имеющего личностную значимость для ребенка. Этот продукт можно не только увидеть, но и потрогать, пощупать.

Содержание продуктивной деятельности очень многообразно. Можно выделить несколько типов работ, способствующих сенсорному развитию ребенка. К ним относятся:

  1. Создание продукта по образцу. Имеется шаблон, по которому ребенок выполняет работу и получает конечный продукт с определенными признаками.
  2. Работа с недоделанными продуктами. Сюда входят действия по завершению какой-то работы, когда выполнена только ее часть. Например, слеплено только лицо куклы или построена часть дома.
  3. Выполнение продукта по графическим схемам. Имеется графическая инструкция этапов выполнения конкретного продукта. Дети выполняют действия, указанные на рисунке и получают конечный продукт.
  4. Создание продукта по словесной инструкции. Воспитатель руководит работой детей, направляет творческий процесс. Объяснение затрагивает все признаки продукта, который должен быть получен, материал, из которого он должен быть изготовлен, его особенности. Например, «Необходимо слепить из пластилина высокий дом».

Условия эффективной реализации продуктивной деятельности дошкольников, ориентированной на их сенсорное развитие

Чтобы продуктивная деятельность дошкольников оказывала должный воспитательный эффект, а именно: развивала представления детей о формах и величинах, цветовой гамме, формировала навыки восприятия объектов окружающего мира по их отличительным признакам, требуется соблюдение ряда правил ее организации:

  1. Развитие навыков восприятия целостного образа объекта.
  2. Выделение в конечном продукте его существенных и второстепенных признаков.
  3. Развитие навыков определение свойств продукта, который уже создан или создание продукта по названным свойствам.
  4. Развитие эмоционального восприятия дошкольником художественного творчества и продуктивной деятельности.
  5. Демонстрация чувственного восприятия и отношения к конечному продукту. Воспитателю необходимо показывать детям свойства продукта, который они сделали. Например, «Какой высокий и твердый дом тебе удалось построить».
  6. Обследование созданного продукта. Чтобы воспитать восприятие ребенка различных объектов по их свойствам, необходимо проводить обследование созданного продукта. Необходимо выделить признаки объекта: форма, цвет, размер, активизировать целостное восприятие продукта, выделить его отдельные структурные элементы и обозначить их признаки, установить пространственное расположение объекта и его пространственное положение по отношению к иным объектам.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot