Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сенсорное воспитание детей 4-5 лет

Особенности сенсорного развития детей в среднем дошкольном возрасте

Определение 1

Сенсорное развитие – это формирование у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.

Оно реализуется в ходе сенсорного воспитания, т.е. специально организованной деятельности, направленной на формирование навыков различения объектов по формам, цветам, пространственному и временному положению (иными словами, на развитие навыков сенсорного или чувственного восприятия окружающего мира и его объектов).

<a href=Сенсорное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Сенсорное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сенсорное развитие дошкольников представляет собой поэтапный процесс, т.е. оно имеет свои особенности на каждом возрастном этапе развития дошкольника.

В среднем дошкольном возрасте, т.е. в 4-5 лет, сенсорное развитие дошкольника характеризуется следующими чертами:

  1. Развитие ролевых игры. Ребенок начинает брать на себя определенные роли и исполнять их;
  2. Конкретизация и детализация изобразительного творчества. Ребенок уделяет внимание детям объектов, которые он рисует т.е. он рисует человека с руками и ногами, на лице рисует нос, рот и иные части, на голове - волосы, на теле – одежда;
  3. Постепенное развитие пространственного восприятия мира т.е. ребенок начинает понимать расположение объектов в пространстве, находить объекты по заданному положению:
  4. Развитие навыков конструирования;
  5. Совершенствование моторных функций;
  6. Развитие координации движений;
  7. Формирование навыков абстракции. К примеру, ребенок называет форму объекта, на которую он похож или разделяет объекты по какому-то признаку: все большие, все круглые, все желтые;
  8. Совершенствование пространственного восприятия, проявляющееся в усвоении понятий: «дальше», «ближе», «шире», «внутри», «снаружи», сверху», «снизу»;
  9. Развитие навыков имитации речи, звуков.
«Сенсорное воспитание детей 4-5 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти особенности свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте происходит активное развитие чувственного восприятия дошкольника. Поэтому, необходимо уделить особое внимание воспитанию сенсорных свойств дошкольника в этот период.

Целевое назначение сенсорного воспитания дошкольников 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей в возрасте 4-5 лет ориентировано на формирование основ чувственного восприятия окружающей действительности и формирование сенсорных представлений дошкольников. Его актуально осуществлять именно в этот период потому, что он является сензитивным для развития чувственной стороны личности и формирования сенсорных представлений.

Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач сенсорного воспитания детей 4-5 лет. К ним относятся:

  1. Расширение представлений дошкольников о сенсорном устройстве мира;
  2. Формирование навыков продуктивного сенсорного восприятия;
  3. Совершенствование чувственного развития дошкольников через активное применение всех органов чувств;
  4. Развитие навыков дифференциации объектов по сенсорным признакам;
  5. Формирование навыков обследования предметов по сенсорным характеристикам;
  6. Развитие элементарных сенсорных представлений дошкольников.

Достижение данных целей осуществляется посредством различных методов и направлений воспитательной деятельности.

Направления сенсорного воспитания детей 4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте сенсорное воспитание реализуется по следующим направлениям:

  1. Содержательная деятельность. Данная деятельность способствуют сосредоточению внимания ребенка на отдельных объектах и их характеристиках. Ребенок осваивает связь между результатом своего труда и навыков выделения отдельных свойств объекта т.е. он понимает, что если знает форму объекта, пространственное расположение, то может отыскать данный объект среди других и получить его.
  2. Образовательная деятельность. Сенсорное развитие, формирование сенсорных представлений невозможно без целенаправленного воздействия педагогов. Они используют специальные методики и приемы, которые помогают в продуктивном освоении свойств объектов, тренировки освоенных навыков на практике.
  3. Руководство взрослого. Оно необходимо для минимизации ошибок дошкольника в освоении сенсорных эталонов и формировании чувственного восприятия. Взрослый помогает ребенку в чувственном исследовании мира, направляет его. При этом, важна роль не только педагога, но и взрослых, находящихся рядом с ребенком: родителей или опекунов.

Методика сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание дошкольников 4-5 лет реализуется на основании следующих форм работы:

  1. Формирование навыков осуществления перцептивных действий.
  2. Формирование представлений о сенсорных эталонах.
  3. Развитие умения использовать сенсорные эталоны на практике.

Знакомство с перцептивными действиями происходит на основании демонстрации взрослого самого действия и того чувственного впечатления, которое оно вызывает. Затем, происходит тренировка самостоятельного определения перцептивного действия детьми и его качества. Как правило, занятия реализуются в игровой форме. Дети учатся выделять отдельные качества объектов, различать их. Для этого, применяется сравнение различных свойств объекта, их сопоставление с противоположными.

Развитие представлений о сенсорных эталонах, в среднем дошкольном возрасте, начинается с формирования навыков разделения объектов или их объединения по конкретным признакам. Например, складываем круглые объекты влево, квадратные – вправо, зеленые листья в зеленую тарелку, а желтые – в желтую.

Чтобы отработать освоенные знания, ребенку предлагаются игровые задания, в которых он определяет качества объектов, их свойства, пространственные отношения, группирует по конкретным признакам, отыскивает среди других.

Для формирования сенсорных эталонов и навыков совершения перцептивных действий применяются следующие виды игр:

  • Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
  • Игры на развитие моторных функций;
  • Игры и упражнения на закрепление понятий формы объектов и их соотношения с геометрическими фигурами;
  • Игры с бросовым материалом:
  • Игры и упражнения на закрепления понятия величины;
  • Дидактические игры на формирование понимания цвета и определения цветов объектов;
  • Игры на отработку навыков слухового восприятия;
  • Игры на развитие вкусовых ощущений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot