Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация и коррекция задержки психического развития

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это группа состояний, для которых характерно равномерное (по всем сферам психики) или неравномерное (отдельные сферы психики) отставание психического развития от условной нормы, при этом норма является достаточно размытой категорией, поскольку на развитие ребенка влияет большое число факторов.

Особенности и причины ЗПР

Задержка психического развития является темповым отставанием развития психических процессов. Она заключается в незрелости эмоционально-волевой сферы у детей. Эти нарушения частично либо полностью преодолеваются благодаря специально организованному обучению и воспитанию.

Для ЗПР характерны следующие признаки:

  • Недостаточный уровень развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления;
  • Отсутствие регуляции и саморегуляции поведения;
  • Примитивность (неустойчивость) эмоций;
  • Плохая успеваемость в школе.

Диагностику ЗПР проводит коллегиальная комиссия, в составе которой должны быть медицинские специалисты, педагоги и психологи. Ребенку с задержкой психического развития требуется специально организованное коррекционно-развивающее обучение и медицинское сопровождение.

Задержка психического развития (ЗПР) состоит в появлении обратимых нарушений, происходящих в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Этот процесс сопровождается специфическими проблемами в учебе. Количество лиц с ЗПР достигло 15-16 % от всей детской популяции. Задержки являются в большей степени психолого-педагогической категорией. Однако в их основе часто лежат органические нарушения. По этой причине такие состояния также рассматриваются медицинскими дисциплинами (неврология, педиатрия).

Развитие соответствующих психических функций у детей отличается неравномерностью. Как правило, заключение «задержка психического развития» устанавливают детям в дошкольном возрасте (не ранее 4-5 лет). На практике часто это осуществляется уже в процессе школьного обучения.

«Классификация и коррекция задержки психического развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этиологическая основа ЗПР представлена биологическими (патологии беременности, тяжелые соматические заболевания, наследственность и др.) и социально–психологическими (среда, гиперопека, безнадзорность, дефицит общения и др.) факторами, которые приводят к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития.

Классификация типов ЗПР

Группа детей с ЗПР не отличается однородностью. В специальной психологии ученые предлагают большое количество классификаций видов задержки психического развития.

К. С. Лебединский предлагает этиопатогенетическую классификацию путем выделения четырех клинических типов задержки:

  • конституционального генеза,
  • соматического генеза,
  • психогенного генеза,
  • церебрально-органического генеза.

ЗПР конституционального генеза связана с замедлением созревания ЦНС. Она характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При наличии психического инфантилизма дети ведут себя, как более младшие по возрасту. В случае психофизического инфантилизма у них страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие.

Задержки соматогенного генеза обусловлены тяжелыми и долгими соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это неизбежно задерживает созревание и развитие ЦНС. В анамнезе пациентов с соматогенной задержкой, как правило, встречается хроническая диспепсия, бронхиальная астма, почечная недостаточность и др.

ЗПР, имеющая психогенный генез, связана с неблагоприятными социальными условиями. Например, дефицит внимания к детям ведет к психической неустойчивости, импульсивности, отставанию в интел¬лектуальном развитии. Повышенная забота приводит к безынициативности, эгоцентризму, безволию, отсутствию целеустремленности.

ЗПР с церебрально-органическим генезом встречаются наиболее часто. Они обусловлены первичным и негрубым органическим поражением головного мозга. В этой ситуации нарушения затрагивают некоторые области психики или мозаично проявляются в соответствующих психических сферах.

Для задержки психического развития с церебрально-органическим генезом характерна несформированность эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. У такого ребенка отсутствует живость и яркость эмоций, низкий уровень притязаний, выраженная внушаемость, бедность воображения, двигательная расторможенность и др.

Коррекция ЗПР

Работа с детьми с ЗПР предполагает использование мультидисциплинарного подхода. Для этого требуется активное участие педиатров, детских неврологов и психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекцию нарушения необходимо начать с дошкольного периода и проводить впоследствии.

Пациенты с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные учреждения (группы), школы или коррекционные классы общеобразовательных школ. К числу особенностей обучения детей с ЗПР относят дозированность учебного материала, опору на наглядность, многократное повторение. Детям необходима частая смена видов деятельности и применение технологий, которые сберегают здоровье.

Особенное внимание при работе с детьми с ЗПР нужно уделять развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), эмоциональной, сенсорной и моторной сферы. Для этого специалисты используют детскую арт-терапию, игровую терапию, сказкотерапию.

Часто для детей с ЗПР требуется коррекция нарушений речи. Это производится в рамках индивидуальных или групповых логопедических занятий. Вместе с педагогами коррекционную деятельность и обучение школьников с задержкой психического развития осуществляют педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь пациентам с ЗПР предполагает медикаментозную терапию, которая проводится в соответствии с выявленными соматическими (церебрально-органическими) нарушениями. Методы представлены лечебной физкультурой, массажем, физиотерапией, водолечением.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot