Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, основанный на результатах научной деятельности и направленный на получение новых знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, выявление и решение проблем его реализации.
Структура педагогического исследования
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем наличие общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Педагогическое исследование по своему строению имеет сложную структуру. В нем выделяют две основные части: методологическую и процедурную.
Состав методологической части:
- Актуальность исследования – отражает необходимость и значимость проводимого исследования.
- Проблема исследования – устанавливается исследователем и отражает противоречие между теорий и практикой.
- Цель исследования – конечный результат, к которому стремится исследователь.
- Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
- Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которая полежит изучению.
- Задачи исследования – формулируются исходя из поставленной цели, предмета, объекта и проблемы исследования, отражают этапы исследовательской работы.
- Гипотеза исследования – предположение исследователя о том, что необходимо изменить в педагогическом процессе, чтобы решить обозначенную проблему.
- Теоретическая значимость исследования – состоит в обобщении трудов различных авторов по проблеме исследования и формулировке обобщающего вывода.
- Научная новизна – указывает на то, что по проблеме исследования ранее не проводилась научная работа, нет зафиксированных результатов.
- Практическая значимость – выработка рекомендаций, направленных на решение, либо предотвращение установленной проблемы исследования.
- Терминологический аппарат – основные термины, по проблеме исследования. Чаще всего данный компонент методологического аппарата приводится в конце работы в виде глоссария.
Правильно сформулированный методологический аппарат исследовательской работы гарантирует качественное и эффективное проведение исследования и получение достоверных результатов.
Состав процедурной части:
- Разработка плана исследования – составление плана исследовательской работы, составление библиографического списка по проблеме, описание этапов работы и т.д.
- Описание методик и техник исследования – подбор методик и техник по сбору информации, соответствующих непосредственно проблеме исследования, с учетом особенностей испытуемых (возраст, индивидуальное развитие, половые особенности и т.д.).
- Подбор способов обработки полученных данных, согласно установленной гипотезе, а также логике и структуре исследовательской работы.
Основные этапы педагогического исследования
Каждое педагогическое исследование является вкладом в научное обоснование практической воспитательно-образовательной деятельности. Именно поэтому очень важно соблюдать логику структуры последовательности организации исследования. Правильно организованное педагогическое исследование способствует переходу отображения теоретической организации педагогического процесса в ее практическое преобразование в виде ряда моделей и их взаимосвязи.
Логика педагогического исследования во многом зависит от правильности задач, решение которых по своей сути является получением промежуточных результатов. Ориентируюсь на данные результаты исследователь, имеет возможность убедиться в правильности течения исследования. Исходя из этого, последовательность педагогического исследования представляется в виде ряда этапов.
1 Этап:
- ознакомление с проблемой исследования, путем изучения и анализа педагогической литературы по теме исследования;
- обоснование актуальности исследования;
- определение степени разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- определение предмета и объекта исследования;
- формулировка общей (рабочей) цели и промежуточных задач исследования, соотнесение их с поставленной целью;
- анализ литературы по проблеме исследования, формулировка выводов.
2 Этап:
- выбор и обоснование методологии исследования;
- определение хода исследования (описание выборки испытуемых, ход проведения диагностических методик, сбор и регистрация показателей, информации).
3 Этап: формулирование гипотезы педагогического исследования, направленной на обоснование выдвинутого предположения и нуждающегося в её дальнейшей проверке.
4 Этап:
- выбор диагностических методик, согласно поставленной цели, проблеме и гипотезе исследования, а также с учетом особенностей испытуемых;
- определение групп испытуемых (деление на две группы: контрольную и экспериментальную), обоснование разделения испытуемых на группы;
- характеристика каждой из групп выборки;
- проведение констатирующего эксперимента, цель которого состоит в определении исходного состояния предмета исследования (уровня сформированности, развития и т.д. предмета исследования).
5 Этап: организация и проведение эксперимента, согласно подобранным методикам.
6 Этап:
- подбор методов и средств обработки полученных данных и информации;
- анализ и интерпретация результатов исследования;
- оформление полученных результатов исследования.
7 Этап: на основании полученных в ходе исследования результатов, разработка практических рекомендаций, программы работы и т.д.