Общая характеристика дистанционного образования
Дистанционное обучение – это обучение, при организации которого основная часть учебных процедур осуществляется с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий, при этом преподаватель и учащийся находятся далеко друг от друга территориально.
Дистанционное образование – это образование, которое реализуется посредством использования дистанционного обучения.
В настоящее время дистанционное образование приобретает всё большую популярность, особенно в высшем образовании. Это связано с тем, что получение высшего образования посредством дистанционных форм позволяет студенту обучаться без отрыва от семьи или работы, в удобное время и в любом месте. Основным условием получения образования является наличие у студента необходимого оборудования (ПК с выходом в интернет), а также наличие таких навыков как самоорганизация, самовоспитание и самообразование.
Дистанционное образование имеет следующие характерные черты, присущие только данной форме обучения:
- Гибкость – обучаться можно в любое время, в удобном темпе и практически из любой точки мира.
- Модульность – курс учебной дисциплины «разбит» на отдельные модули, освоение которых происходит последовательно. Это позволяет не только систематизировать знания, но облегчает процесс проверки освоения программы со стороны преподавателя.
- Специально разработанный контроль качества обучения – использование с целью контроля специальных организационных мер, таких как: онлайн зачеты и экзамены, практические, проектные и курсовые работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т.д.
- Специализированные технологии и средства обучения – это совокупность методов, средств, форм и приемов взаимодействия с учащимся в процессе самостоятельного освоения учебной информации, которые содержаться в банках знаний, библиотеках, видео- и аудиофайлах и т.д.
Основные отличия дистанционного образования от очной и заочной форм обучения
Основой процесса обучения является его воспитательно-образовательный характер и наличие взаимодействие между педагогом и учащимися. В рамках дистанционного обучения, взаимодействие между педагогом и учащимися осуществляется дистанционно, то есть на расстоянии с использованием специальных средств (телефон, электронная почта и т.д.). Это значительно уменьшает уровень воспитательно-образовательного воздействия на учащегося и соответственно требует от него большей самоорганизации в вопросах самовоспитания и самообразования.
Отличие дистанционного образования от очной формы обучения:
- Процесс обучения протекает по месту работы или месту жительства учащегося.
- Наличие гибкого графика освоение учебных материалов, в индивидуальном темпе.
- Контакты с преподавателем и другими учащимися осуществляется посредством использования специальных средств связи, то есть личное общение сведено к минимуму.
Отличие дистанционного образования от заочной формы обучения:
- Наличие постоянного контакта с преподавателем, посредством средств связи.
- Возможность организации разнообразной коллективной работы (вебинары, дискуссии и т.д.), посредством аудио и видео средств связи.
- Обмен теоретическими средствами обучения и практическими студенческими работами в виде электронных документов, что позволяет полностью отказаться от установочных сессий, предусматривающих приезд учащихся в учебное заведение.
Принципы дистанционного образования
Стратегическими принципами дистанционного образования являются:
- Принцип соответствия содержания дистанционного обучения современным тенденциям развития науки и технологий.
- Принцип ориентированности дистанционного обучения на личностное развитие будущего специалиста.
- Принцип рационального применения традиционных и современных методов, средств и приемов обучения.
- Принцип оптимального сочетания разных форм обучения (коллективная, групповая и индивидуальная).
- Принцип соответствия уровня подготовки специалистов и тем требованиям, которые к ним предъявляются работодателями, обществом и государством.
Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного образования, но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики дистанционного обучения
Специфические принципы дистанционного образования:
- Принцип свободного доступа – возможность каждому желающему, без вступительных испытаний получить желаемое образование (начальное, среднее или высшее).
- Принцип дистанционности – предполагает минимальное взаимодействие с преподавателем и максимальный уровень самостоятельности.
- Принцип базовых знаний – для того, чтобы успешно обучаться дистанционно, учащиеся должны обладать стартовыми знаниями и умениями, а также рядом личностных качеств (дисциплинированность, самовоспитание, саморегуляция, самоорганизация и т.д.).
- Принцип интерактивности – предполагает наличие закономерности контактов между учащимися и преподавателями, а также учащимися между собой.
- Принцип идентификации – предусматривает обязательный контроль за тем, кто выполняет задания, так как дистанционная форма обучения предоставляет больше возможностей для фальсификации обучения. Идентификация учащихся является одной из мер безопасности.
- Принцип индивидуализации – направлен на составление индивидуального графика освоения учебной программы, в удобном для учащегося темпе.
- Принцип регламентированности обучения – ввиду того, что процесс освоения учебной информации не регламентирован строго, необходимо вводить примерный график, на который будут ориентироваться учащиеся.
- Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологии - является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного образования.