Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы дистанционного обучения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Педагогика / Принципы обучения / Принципы дистанционного обучения
Содержание статьи

Дистанционная форма обучения на сегодняшний день приобретает всё большую популярность, особенно в сфере получения высшего образования.

Определение 1

Дистанционная форма обучения – это обучение без посещения учебного заведения, в удобном для ученика (студента) месте и в удобное ему время.

Понятие и характерные черты дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это такая форма обучения, когда большая часть учебных процедур (или даже все) осуществляются вне учебного заведения (или с его частичным посещением) с использованием новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

Замечание 1

Под дистанционным образованием понимают образование, которое получено средствами дистанционного обучения.

Характерные черты дистанционного обучения:

  1. Гибкость. Процесс обучения осуществляется в удобное для ученика (студента) время, в удобном месте и удобном темпе. Каждый самостоятельно выбирает сколько времени ему необходимо для усвоение учебного материала, а также, каким образом будет происходит усвоение учебного материала (чтение учебной и методической литературы, прослушивание аудио-лекций, просмотр видео-лекций и т.д.).
  2. Модульность. Каждый предмет (курс) поделен на модули, в процессе изучения ученики (студенты) осваивают предмет (курс) постепенно, что позволяет получить общее представление об определенной предметной области и получить крепкие знания.
  3. Специализированный контроль качества обучения. В процессе дистанционного обучения ученикам (студентам) приходится сдавать много зачетных и промежуточных аттестационных работ. Что позволяет не только проверить свои знания, но закрепить пройденный материал.
  4. Специализированные технологии и средства обучения. Дистанционное обучение предполагает использование технических средств, которые применяются не только для организации учебного процесса, но и для осуществления контроля, сохранения работ студентов (электронные портфолио), формирование банков знаний, модульных лекций и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности дистанционного обучения:

  • Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ученика (студента) наличие мотивации к получению знаний и навыков. Без мотивации процесс обучения будет невозможен, так как дистанционное обучение не предполагает строгого контроля со стороны педагогов и кураторов.
  • Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ученик (студент) осваивает самостоятельно. В том случае, если у человека нет навыков самообразования, то ему процесс обучения будет даваться крайне сложно.

Круг лиц, заинтересованных в дистанционном обучении:

  1. Взрослые люди, имеющие базовое высшее или среднее образование. Чаще всего прибегают к дистанционной форме обучения с целью получения дополнительного образования, повышения квалификации, либо с целью переобучения на другую специальность.
  2. Дети и молодые люди, которые в силу различных обстоятельств не имеют возможности получать образование в рамках школы, техникума, колледжа или ВУЗа.
  3. Люди, которые территориально удалены от учебных заведений, но имеют желание получить образование (например, в местах лишения свободы).
  4. Люди, которые в силу разных причин не имеют возможности постоянно посещать учебные занятия регулярно (из-за работы, по семейным обстоятельствам и т.п.).

Специфические принципы дистанционного обучения

Дистанционное обучение имеет ряд принципов, которые являются характерными именно для этой формы обучения:

  • Принцип интерактивности. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения ученики (студенты) и педагоги между собой общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Принцип стартовых знаний. Для того, чтобы процесс дистанционного обучения был эффективным каждый ученик (студент) должен иметь начальный уровень подготовки в плане работы с ПК и иным техническим обеспечением, а также навыками работы в сети Интернет.
  • Принцип индивидуализации. Данный принцип предполагает, что темп учебного процесса, время проведения занятий и т.п. определяется каждым учеником (студентом) самостоятельно, исходя из своих возможностей и потребностей. В процессе освоения учебного материала, возможна корректировка индивидуального плана, по итогам контрольных срезов.
  • Принцип идентификации. Данный принцип на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как дистанционное обучение предоставляет больше возможностей для фальсификации (выполнение заданий другим человеком). Именно поэтому много сил со стороны дистанционного учебного заведения направлено на осуществление контроля самостоятельности обучения учениками (студентами).
  • Принцип регламентности обучения. Данный принцип основан на том, что дистанционное обучение для его оптимизации должно осуществляться на основании строгого регламента времени освоения дисциплин, путем введения графика самостоятельной работы.
  • Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Данный принцип является ведущим педагогическим принципом дистанционного обучения. Несмотря на то, что процесс дистанционного обучения предполагает использование инновационных технологий и средств, использование их должно быть в рамках разумности и целесообразности.
  • Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Данный принцип дистанционного обучения означает, что на сегодняшний день дистанционное обучение открыто и доступно практически для всех людей без ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, а также без вступительных испытаний. То есть дистанционное обучение является максимально доступным.

Таким образом, дистанционное обучение, основано и реализуется на ряде педагогических принципов, которые в свою очередь связаны между собой и порой проникают один в другой.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Алеквандровна Герцен

Эксперт по предмету «Педагогика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис