Формирование философии управления персоналом
Философия управления персоналом - это совокупность моральных и административных правил взаимоотношений в трудовом коллективе, внутриорганизационных принципов, ценностей и убеждений, подчиняющихся глобальной организационной цели и воспринимаемых всеми сотрудниками.
Философия управления персоналом нужна для того, чтобы сформировать правильное поведение сотрудников в контексте целей предприятия. Для того, чтобы сотрудник добросовестно и качественно подходил к выполнению порученных заданий, он должен иметь в этом интерес, то есть должную мотивацию. Таким образом, философия управления персоналом представляет собой систему взглядов руководителей, осмысленное управление персоналом в компании, позволяющее достичь не только цели работодателя, но и удовлетворить личные потребности работников.
На формирование философии управления персоналом влияют внешние и внутренние факторы, рассмотренные через призму бизнес-целей.
Среди внешних факторов можно указать:
- спрос на рабочую силу со стороны других компаний,
- сложившийся уровень заработной платы,
- жёсткость позиции и влиятельность профсоюзов,
- общая культура труда, типичная для общества,
- требования трудового законодательства и меры контроля за его соблюдением,
- ситуация, сложившаяся на рынке труда.
Внутренними факторами являются:
- стратегические планы и цели компании,
- интересы работодателя,
- требования, предъявляемые к сотрудникам исходя из видов деятельности компании и применяемых технологий,
- финансовые возможности организации в части затрат на персонал,
- количественные и качественные характеристики имеющихся сотрудников,
- принятый в компании стиль управления,
- имеющаяся корпоративная и организационная культура, обычаи, порядки, традиции,
- ориентированность на повышение престижа организации.
Поскольку в целях деятельности предприятий могут быть значительные отличия, отличается и философия управления персоналом в разных компаниях.
Принципы философии управления персоналом
В рамках адекватной философии управления персоналом подразумевается, что руководители рассматривают каждого сотрудника как ресурс для решения задач и достижения целей, а не как причину трат. В таком случае в основе кадровой философии лежат следующие принципы:
- справедливость,
- соблюдение трудового законодательства,
- отсутствие дискриминации
- восприятие любого сотрудника как главного ресурса компании.
Если данные принципы соблюдаются, преобладающими в организации становятся доверительные и равноправные взаимоотношения. Каждый работник получает возможность полностью реализовать свои навыки и умения, принимать участие в подготовке производственных решений, вести трудовую деятельность в комфортных условиях. Итак, смысл философии управления персоналом сводится к улучшению качества трудовой жизни.
Если руководство предприятия активно подходит к реализации адекватной философии управления персоналом, это позволяет завоевать преданность со стороны работников, что обеспечивает окупаемость затрат, связанных с внедрением философии управления персоналом, за счёт повышения производственной эффективности.
Крупные предприятия оформляют разработанную философию управления персоналом в форме документа, доступного для ознакомления. Небольшие организации обычно не документируют кадровую философию, даже если она имеет социальную направленность. Такая философия существует в форме системы неофициальных правил.
Школы философии управления персоналом
В разных странах философия управления персоналом характеризуется значительными отличиями. Наиболее яркие отличия можно заметить в следующих школах:
- английской,
- американской,
- японской,
- отечественной, или российской.
Фундаментом американской школы являются традиции поощрения индивидуальной работы и сильной конкуренции между сотрудниками. В этой школе чётко прослеживается ориентация на максимизацию прибыли корпорации; личный доход сотрудников зависит от неё. Для американской философии характерны:
- высокий уровень дохода сотрудников,
- чёткой формулирование целей,
- наличие социальных гарантий,
- высокий уровень общественной демократизации,
- поощрение потребительских ценностей.
В основе японской школы лежат многовековые традиции уважения к старшим, принципы коллективизма, патернализма, всеобщего согласия и вежливости. Важная роль отводится преданности идеалам компании и теории человеческих отношений. В крупных компаниях часто практикуется пожизненный найм, создаются условия для коллективного труда, осуществляется регулярная ротация персонала.
Российская школа ещё не сложилась в полной мере, она отличается многообразием, зависящим от отраслевых и региональных особенностей, организационно-правовой формы предприятия и его масштаба. В крупных корпорациях сложились традиции коллективизма, жёсткой дисциплины, социальных благ и гарантий, высокой результативности. Малый бизнес в России, напротив, обычно работает без чёткой философии, в управлении практически отсутствуют демократические принципы, социальный пакет минимален.
Английская школа философии управления персоналом базируется на вежливым джентльменском отношении и взаимопомощи коллег. Между подразделениями практически отсутствует конкуренция, они не пытаются выполнить свой план быстрее, а оказывают помощь отстающим. Эта философия связана с традиционными английскими ценностями. Имеющаяся конкуренция внутри предприятия не противоречит теории человеческих отношений. Английскую философию управления кадрами можно охарактеризовать как многогранную, уделяющую большое внимание уважению к личности сотрудника, который имеет своё индивидуальное мнение. Эта школа предусматривает мотивацию персонала и поощрение достижений, благодаря чему на предприятиях обеспечивается высокое качество работ и услуг, гарантируется достойный заработок, даётся возможность систематического повышения квалификации. Стремление к карьерному росту реализуется через увеличение полезности работника для организации.