Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль гуманитарной компоненты TQM

Определение 1

TQM - это философия управления качеством, которая направляет организации на постоянное повышение качества во всех сферах деятельности за счет использования всех имеющихся в распоряжении ресурсов (прежде всего, человеческих).

Общая характеристика гуманитарной компоненты TQM

Большое влияние на решение вопросов, связанных с управлением качеством, в настоящее время оказывает философия TQM (Всеобщее управление качеством). В соответствии с ней качеством необходимо управлять на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях, всеми имеющимися в распоряжении ресурсами.

TQM следует рассматривать как систему, которая состоит из множества элементов. Так, одним из значимых элементов системы TQM на сегодняшний день является гуманитарная компонента. В данном случае речь идет про управление человеческими ресурсами.

Как показывает практика, если руководство предприятия располагает только поверхностными знаниями о человеческом факторе управления качеством и не придает ему большого значения, то это может повлечь за собой неудачи при внедрении принципов TQM. Проблемы в данном случае могут возникать при следующих обстоятельствах:

  • сотрудники предприятия принимают недостаточное участие в процессе управления качеством;
  • у руководства предприятия отсутствует должная приверженность принципам tqm;
  • исполнители недостаточно целенаправленны, замотивированы, обучены и подготовлены.

В настоящее время человек признается самым значимым ресурсом предприятия. Следовательно, полное вовлечение человека увеличивает способность предприятия создавать ценности для заинтересованных сторон.

В связи с этим система TQM направляет высшее руководство предприятия на создание и поддержание видения и ценностей, которые бы разделялись всем персоналом. Более того, необходимо обеспечивать такую внутреннюю обстановку, которая бы позволяла людям полностью погружаться в процесс достижения поставленных целей предприятия.

«Роль гуманитарной компоненты TQM» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Гуманитарные элементы системы TQM и результаты их внедрения

Гуманитарная компонента системы TQM преимущественно представлена практическим использованием в отношении руководителей и сотрудников предприятий следующих элементов:

  • повышение профессионального мастерства;
  • обучение методам решения проблемы;
  • внедрение практики широкого публичного признания успехов сотрудников и их вклада в достижение общего результата;
  • создание и организация деятельности рабочих групп и кружков;
  • освоение видов деятельности, смежных с основной (так называемая, профессиональная переподготовка);
  • изменение подходов к отбору персонала в соответствии с новыми реалиями рынка труда, текущими потребностями предприятия, новыми возможностями и технологиями;
  • изменение подходов к оценке деятельности;
  • предоставление сотрудникам широких возможностей для увеличения размера собственной заработной платы за счет достижения определенных результатов трудовой деятельности;
  • внедрение коллективных форм поощрения.

Те компании, которые внедрили вышеперечисленные элементы системы TQM, отметили улучшения в различных аспектах своей деятельности. На первый план всегда выдвигают повышение качества продукции и процессов. Оно, в частности, стало следствием улучшения групповой работы и рабочих отношений в трудовом коллективе предприятия.

Особого внимания заслуживает повышение степени удовлетворенности: сотрудников предприятия - своей работой, клиентов предприятия - потребленной продукцией. Также повышается производительность труда и улучшаются коммуникации (как внутренние, так и внешние).

Для руководства предприятия желательно, чтобы все указанные изменения в конечном итоге привели к повышению прибыльности и расширению доли на рынке, поскольку именно это сегодня является главными целями деятельности любой коммерческой организации.

Подходы к управлению персоналом в системе TQM

В настоящее время предприятия в рамках системы TQM реализуют следующие основные подходы к управлению персоналом:

  1. Управленческий подход.
  2. Органический подход.
  3. Гуманистический подход.
  4. Корпоративный подход.

С точки зрения управленческого подхода организация является машиной, а человек - только винтиком, деталью этой машины. Следовательно, есть возможность для создания и использования оптимальных рычагов воздействия на персонал с целью увеличения результативности и эффективности организации.

В органическом подходе организация рассматривается как личность. При этом за каждым сотрудником признается наличие собственных целей и ценностей. В связи с этим управление персоналом должно осуществляться через согласование поставленных целей с учетом специфики имеющихся потребностей.

В рамках гуманистического подхода организация является культурой, а ее сотрудник - существом, которое развивается в рамках определенной культурной традиции. Отсюда следует, что при управлении персоналом нужно обращать внимание на те ценности, нормы, правила поведения, которые сотрудники придерживаются, и по возможности оказывать на них необходимое воздействие.

Корпоративный подход предполагает, что внутри каждой организации на основе накопленного опыта и установок собственников и менеджеров создается собственный свод правил управления персоналом. Тем самым, персонал управляется адекватно особенностям менеджмента организации в целом.

Таким образом, существуют четыре основных подхода к управлению персоналом в рамках системы TQM. Эти подходы отличаются друг от друга, прежде всего, позиционированием организации и ее сотрудников. Следовательно, предлагаются разные способы воздействия на персонал для обеспечения достижения поставленных целей организации (в том числе в области качества).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot