Служба технического контроля - это структурное подразделение предприятия, которое занимается оценкой качества производимой продукции и профилактикой брака на различных стадиях ее жизненного цикла.
Основные задачи службы технического контроля качества продукции
Любое промышленное предприятия должно иметь в своей организационной структуре специальное структурное подразделение, отвечающее за качество выпускаемой продукции. Как правило, подобное подразделение называется службой технического контроля качества продукции.
Основная задача службы технического контроля заключается в обеспечении выпуска предприятием такой продукции, качество которой полностью отвечает требованиям заказчика. Если указанная задача будет успешно выполняться, то предприятие получит следующие положительные последствия работы данного подразделения:
- своевременное оказание целенаправленного воздействия на уровень качества выпускаемой продукции;
- предупреждение всевозможных недостатков и сбоев в работе предприятия;
- оперативное выявление и ликвидация недостатков и сбоев с наименьшими затратами ресурсов.
Согласно штатному расписанию, в состав службы технического контроля качества продукции в целях решения предусмотренной задачи входят такие специалисты, как контрольные мастера (по различным цехам предприятия), лаборанты, контролеры. Среди них назначают начальника службы и его заместителей.
Функции службы технического контроля качества продукции
В соответствии с теми задачами, которые возложены на службу технического контроля, данное структурное подразделение и входящие в его состав должностные лица выполняют ряд функций, которые имеют большое значение для успешного функционирования предприятия. Прежде всего, эта служба контролирует качество готовой продукции, которую выпускает предприятие, следит за ее комплектностью, а также устанавливает ее соответствие контрактным требованиям.
Служба выполняет контрольные функции на стадии материально-технического снабжения предприятия. Она призвана контролировать качество сырья и материалов, которые получает предприятие от поставщиков, следить за выполнением всех условий контрактов и договоров. Это, в частности, предусматривает проведение отбора проб и образцов.
Качество продукции должно контролироваться на всех стадиях производства. Как контрольные точки в данном случае выступают моменты передачи внутризаводской продукции из одного структурного подразделения предприятия в другое.
Составной частью качества продукции является качество ее тары и упаковки. Поэтому они также проверяются службой технического контроля.
Рассматриваемая служба осуществляет контроль за соблюдением производственными цехами предприятия предусмотренной технологии производства. Она должна соответствовать установленным технологическим регламентам, инструкциям, стандартам.
Еще одним объектом технического контроля для службы является правильность хранения готовой продукции в складских помещениях предприятия.
Служба технического контроля качества продукции предприятия каждый день анализирует отходы производства. В ходе данной процедуры устанавливают причины возникновения производственных дефектов полуфабрикатов, выпуска некачественной готовой продукции и идентифицируют должностных лиц, которые виновны в этом происшествии. Эта работа проводится в том числе по итогам рассмотрения претензий, поступивших в отношении продукцию предприятия.
Данное структурное подразделение принимает участие в разработке документов собственного (внутреннего) контроля, стандартов предприятия, которые касаются его сферы деятельности, а также во внедрении и актуализации методик выполнения измерения.
Служба технического контроля отвечает за внедрение на предприятии современных средств и методов испытаний. Ее сотрудники, помимо прочего, занимаются оформлением товаросопроводительной документации на отгружаемую продукцию. В рамках профилактики проводится организационная работа по обучению, повышению квалификации и профессионального уровня персонала предприятия.
Ответственные должностные лица, которые входят в состав службы, должны обеспечить сохранность вверенного имущества, оборудования и средств измерений. Более того, на предприятии необходимо создать безопасные условия труда, обеспечить соблюдение норм и правил по охране труда и технике безопасности, промышленной санитарии, пожарной безопасности.
Взаимодействие службы технического контроля качества продукции
В процессе выполнения своих задач и функций служба технического контроля качества продукции взаимодействует с другими подразделениями предприятия. Так, вместе с центральной заводской лабораторией она организует поведение требуемых химических, физических, термических, механических, рентгенофазовых и иных испытаний и исследований.
Взаимодействие с техническим отделом заключается в разработке и обмене нормативной и технологического документации, технической литературы и иной информации. Предмет совместной деятельности со службой управления персоналом составляют вопросы, связанные с установлением и соблюдением трудовой и производственной дисциплины (например, о награждении или о наказании рабочих). Более того, согласуются графики отпусков и планы подготовки кадров рабочих и специалистов.
С центральной лабораторией метрологии служба технического контроля взаимодействует по поводу лабораторного оборудования и средств измерений на аттестацию и поверку. А с инженерным центром - по поводу служебных свойств продукции.
Еще имеет место взаимодействие с юридическим, финансовым отделам, с бухгалтерией, с проектно-конструкторским бюро, с управлением материально-техническими средствами и др.