Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Аудит рабочих мест: сущность и основные этапы

Общая характеристика аудита рабочих мест

Определение 1

Аудит рабочих мест – это процедура независимой проверки и оценки, направленная на выявление проблем при использовании персонала.

Чтобы сформировать политику управления человеческими ресурсами, руководство фирмы должно иметь чёткое представление об их текущем состоянии и тенденциях изменения. Такую информацию может предоставить аудит рабочих мест, или экспертиза использования персонала. Аудит рабочих мест, операций и процессов является обязательной частью управления персоналом.

В ходе проведения аудита аудитор изучает:

  • краткое описание содержания рабочего процесса, обязанности сотрудника и его сферу ответственности,
  • сведения об условиях трудовой деятельности,
  • специфику рабочего процесса - профессиональные и личностные характеристики сотрудника, важные для реализации рассматриваемого процесса,
  • результаты подбора сотрудников,
  • плановую и фактическую производительность труда,
  • оценку разработки и внедрения программ по подготовке кадров и повышению их квалификации,
  • программы перемещений и построения карьеры в компании,
  • систему вознаграждения и мотивации,
  • программу безопасности труда и сохранения здоровья сотрудников.

Все перечисленные вопросы находятся в тесной взаимосвязи с аудитом рабочих мест.

Этапы аудита рабочих мест

При проведении аудита рабочих мест целесообразно придерживаться следующей последовательности этапов:

  1. аудит производительности труда. На этом этапе определяется, какой уровень производительности труда в анализируемой организации в сравнении с конкурирующими фирмами,
  2. аудит штатных должностей и соответствия квалификационных характеристик сотрудников. На этом этапе проводится проверка правильности и рациональности использования персонала организации в коллективном и личностным аспектах,
  3. аудит развития должностей. На этом этапе рассматриваются условия развития персонала в рамках стратегии организации,
  4. стратегический аудит. На этом этапе аудитор должен ответить на вопрос о перспективных потребностях организации в рабочих местах.

В ходе аудита производительности труда производится сопоставление результатов и ресурсов, затрачиваемых на его достижение.

Определение 2

Производительность труда определяют как объём выпущенной продукции в пересчёте на единицу затраченного труда.

«Аудит рабочих мест: сущность и основные этапы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Факторами производительности труда являются:

  • технический прогресс,
  • качество рабочей силы,
  • фондовооружённость,
  • условия труда,
  • социально-трудовые отношения,
  • сочетание используемых ресурсов,
  • эффективность распределения.

Для предприятия крайне важно исследовать производительность труда, поскольку это ключевой фактор конкурентной борьбы. При более низкой производительности труда предприятие столкнется с недостатком финансирования для внедрения и продвижения продукции. Рост производительности порождает экономию труда и финансовых ресурсов.

В практике аудита наиболее широкое применение нашли такие методы измерения производительности труда, как многокритериальный и нормативный.

В зависимости от специфики деятельности компании, расчёт показателей производительности труда может вестись в натуральном или денежном измерении. Однако если фирма выпускает не единственный вид продукции, натуральные измерители нельзя использовать в оценке фирмы в целом. В таком случае обобщающими выступают либо трудовые, либо ценовые измерители. Если выбран денежный измеритель продукции, стоимость необходимо брать в сопоставимых ценах.

Перед аудитором стоит задача чёткого и ясного формулирования проблем роста производительности труда.

При аудите использования рабочего времени в первую очередь необходимо проанализировать плановый объём рабочего времени. Для этого из общего числа дней года вычитают праздничные, отпускные дни по данным о среднем работнике. После этого плановый объём рабочего времени должен быть соотнесен с фактическим фондом. Величина реального фонда рабочего времени зависит от количества работников, продолжительности рабочего периода и рабочего дня, количества отработанных человеко-часов. В результате сравнения планового показателя с фактическим выявляются потери рабочего времени.

Аудит укомплектованности персонала включает предварительный этап, состоящий в получении информации об обязанностях работника и необходимых для их исполнения компетенциях. Популярными инструментами анализа штатных должностей являются функциональный анализ рабочих процессов и анкетирование. Функциональный анализ позволяет описать рабочий процесс и подготовиться к формулировке требований к сотрудникам. Этот метод позволяет классифицировать рабочие процессы. Должностные анкетирования проводит сам аудитор. Для количественной оценки должностей обычно используют 7 базовых показателей:

  • ответственность,
  • характер принимаемых решений,
  • взаимосвязи,
  • необходимые рабочие навыки,
  • затраты ручного труда,
  • используемые транспортные средства и оборудование,
  • обработка информации.

Перед аудитором стоит задача оценить сложность труда. После этого аудитор должен оценить сочетание коллективного и индивидуального труда в организации на основе изучения сведений о количественной оценке личного трудового вклада сотрудников в результирующие показатели деятельности организации.

Определение 3

Аудит развития персонала - это проведение оценки развития персонала на основе использования современных кадровых технологий.

Управление персоналом исходит из предположения, что компания принимает на себя обязательства по наиболее полному использованию возможностей работников и предоставлению каждому из них шанса расти, самореализоваться, успешно продвигаться по служебной лестнице. Многие фирмы делают упор на планирование и развитие карьеры, т.е. работниками предоставляется возможность и оказывается содействие, которые позволяют им ставить реальные цели и достигать их в области карьеры. Аудитор проверяет, насколько предприятие осознает важность развития карьеры, предлагаются ли работникам разнообразные возможности, которые могут включать простые программы обучения или детализированные консультационные услуги.

Дата написания статьи: 29.11.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot