Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Аудит персонала страховой компании

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Страхование / Аудит персонала страховой компании
Содержание статьи

Понятие персонала и его состав в страховой компании

Страхование представляет собой особую отрасль экономики, успешная деятельность которой во многом зависит от грамотно подобранного персонала, который должен обладать специфическими знаниями и умениями.

В менеджменте персонал определяется как один из видов ресурсов организации, но это ресурс особенный, который обладает рядом характеристик, отличающих его от других ресурсов.

Определение 1

Персонал – это один из важнейших ресурсов предприятия, который включает в себя всех сотрудников, работающих по договору найма, находящихся в распоряжении предприятия и необходимых ему для осуществления своей текущей деятельности, а также достижения определенных целей и реализации поставленных задач.

В связи с особенностью своей деятельности страховые компании в своей работе используют труд не только своих (штатных) сотрудников, но и занимаются привлечением людей со стороны (внештатных сотрудников).

Штатных сотрудников можно разделить на следующие две категории: сотрудники, осуществляющие основные виды деятельности страховой компании (разработчики и менеджеры по продажам страховых продуктов, маркетологи, андеррайтеры, актуарии, специалисты по урегулированию убытков и др.), и сотрудники обеспечивающих видов деятельности (экономисты, бухгалтера, финансисты, специалисты по информационным технологиям, кадровые службы и др.).

Основной задачей штатных сотрудников страховой организации является обеспечение ее стабильного функционирования, высокого уровня рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

К внештатным сотрудникам страховой компании относятся страховые агенты и страховые брокеры, а также другие специалисты, услугами которых пользуются страховщики с целью установления факта наступления страхового случая, проведения экспертизы и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные функции, которые выполняют страховые агенты и брокеры – привлечение клиентов в страховую организацию, с которой они сотрудничают, заключение и продление договоров страхования, контроль за своевременной оплатой страховых премий и страховых взносов со стороны страхователей, а также страховых выплат при наступлении страхового случая.

Доход внештатных сотрудников зависит от суммы поступивших страховых взносов по заключенным ими договорам страхования и выплачивается страховщиком в виде комиссионных вознаграждений.

Замечание 1

В сфере страхования также функционируют особые категории работников, такие как актуарии, аджастеры, аварийные комиссары, сюрвейеры и др.

Сущность, цели и задачи аудита персонала

Аудит персонала представляет собой деятельность, направленную на оценку эффективности системы управления персоналом страховой организации, а также определение уровня компетентности и профессионализма ее руководителей и штатных сотрудников.

Конечной целью аудиторской проверки персонала страховщика является повышение эффективности системы управления персоналом и использования кадрового потенциала, что в конечном итоге приведет к увеличению рентабельности организации.

В ходе проверки персонала страховой компании аудитор должен:

  • выявить основные проблемы в сфере управления персоналом;
  • определить соответствие принятой на предприятии политики управления персоналом ее целям, а также законодательству РФ;
  • разработать и внедрить на предприятии более эффективные методы управления персоналом;
  • оценить эффективность работы службы по персоналу с целью сократить расходы на управление им, а также определить перспективы ее развития;
  • повысить качество информационной системы управления;
  • оценить вклад службы по управлению персоналом в достижение основных целей организации и др.

Чаще всего аудит персонала проводят при смене руководства, в том числе руководителя отдела кадров, изменениях в законодательстве в части принятия на работу или увольнения персонала, в случаях массовых увольнений сотрудников, с целью формирования базы данных сотрудников и т.д.

Методы, применяемы аудитором в ходе проверки, можно разделить на четыре основные группы:

  1. Организационно-аналитические – служат для анализа и проверки необходимой документации и отчетов, оценки показателей эффективности деятельности персонала.
  2. Социально-психологические – включают в себя проведение опросов, бесед с сотрудниками компании (индивидуальных и коллективных), анкетирование и т.д.
  3. Экономические методы – заключаются в сравнении экономических и социальных показателей деятельности компании с нормами и нормативами, установленными законодательством, а также с показателями других компаний.
  4. Комплексные методы – позволяют всесторонне проанализировать деятельность системы управления персоналом на предприятии, а также разработать рекомендации по ее улучшению и оптимизации.

Этапы проведения аудита персонала

В процессе проверки аудитор осуществляет оценку уровня квалификации сотрудников и его соответствия занимаемой должности, анализирует структуру персонала предприятия, оценивает текучесть кадров, проверяет обеспеченность сотрудников социальными пакетами, проводит диагностику кадрового потенциала страховой организации, анализирует состояние рабочих мест и эффективность использования рабочего времени.

Аудиторская проверка персонала страховой организации проводится в четыре основных этапа:

  1. Подготовка к проверке и составление программы аудита.
  2. Осуществление аудиторской проверки, сбор информации.
  3. Анализ и оценка результатов проверки.
  4. Заключительный этап.

На первом этапе происходит сбор информации о страховой организации, действующей в ней системе управления персоналом, ставятся цели и задачи аудиторской проверки, определяются сроки аудита и составляется программа с учетом особенностей деятельности и существования отдельного законодательства для сферы страхования, осуществляется подбор исполнителей и их обучение (при необходимости), разрабатываются необходимые документы и т.д.

На втором этапе осуществляется проверка необходимой документации и отчетности, проводятся опросы, анкетирование, беседы с персоналом (в том числе с руководством компании), проводится предварительная оценка полученных результатов. Это самый трудоемкий этап аудиторской проверки.

На третьем этапе происходит обработка и анализ полученной информации, оценивается ее полнота для принятия обоснованного решения, составляются таблицы, схемы, диаграммы, осуществляется сравнение полученных показателей с показателями других (более преуспевающих) компаний, выявляются основные проблемы и недостатки в работе системы управления персоналом.

На заключительном этапе составляется и предоставляется руководству компании аудиторское заключение, которое включает в себя оценку текущего состояния и эффективности системы управления персоналом, рекомендации по ее совершенствованию, (внедрение новых технологий, использование других методов в управлении и т.д.).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Ивановна Тютюнник

Эксперт по предмету «Страхование»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис