Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности учета в страховых организациях

  • 👀 1792 просмотра
  • 📌 1752 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности учета в страховых организациях
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности учета в страховых организациях» docx
Лекция: Особенности учета в страховых организациях Готово: Просмотреть Виды учета в страховых организациях  Различают следующие виды учета в страховых организациях: оперативный, статистический, бухгалтерский и управленческий учет. Ниже дадим краткую характеристику каждого вида учета.  Оперативный учет – направлен на получение информации, необходимой для текущей работы организации и контроля за различными фактами, явлениями и процессами деятельности страховщика: поступлением страховых премий (взносов), выполнением обязательств страховщика и т. п.  Данные оперативного учета в отчетности не обобщаются, он не дает целостного представления об особенностях функционирования субъекта хозяйствования. Полученная информация используется страховщиком при реализации соответствующих процессов для их координации. Источником информации являются не только документально оформленные сведения, но и данные, полученные с использованием средств связи (в том числе через сеть «Интернет»), а также данные, полученные из устной речи. Таким образом, для этого вида учета характерна быстрота получения информации, которая может быть использована для решения управленческих задач. Обобщение информации в оперативном учете осуществляется с использованием различных измерителей (натуральных, трудовых, денежных).  Статистический учет – системный сбор и обобщение информации, характеризующей явления и процессы, происходящие в организации (в том числе проводимые страховые операции), с целью выявления тенденций развития.  Данные статистического учета обобщаются в статистической отчетности с использованием натуральных, трудовых и денежных измерителей. Этот вид учета страховщики используют для анализа проведения видов страхования и разработки тарифной политики страховой организации. Статистический инструментарий используется также для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью страховщика. При заполнении форм статистического наблюдения страховой организации используются учредительные документы, данные бухгалтерского и первичного учета и т. д.  Бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, группировки и систематизации информации о деятельности страховщика посредством непрерывного сплошного документирования фактов хозяйственной деятельности и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.  Следует отметить особую роль бухгалтерского учета, так как он является основным источником, содержащим экономическую информацию обо всех сферах деятельности страховой организации. Данные бухгалтерского учета используются для составления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также в оперативном учете. Обобщение информации в бухгалтерском учете также осуществляется с использованием различных измерителей (натуральных, трудовых, денежных), но данный вид учета характеризуется тем, что после первичной регистрации показателей в натуральных или трудовых измерителях, в дальнейшем в бухгалтерском учете они отражаются в денежных измерителях.  Финансовый учет – это система обобщения полной и достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии страховой организации, а также о финансовых результатах деятельности страховщика.  Основой для финансового учета служит бухгалтерский учет, а ориентирован финансовый учет на анализ финансового состояния страховщика, который проводится на основе данных, обобщенных в публичной отчетности. Данные финансового учета могут быть интересны как внутренним, так и внешним пользователям информации. В финансовом учете информация обобщается в денежном выражении.  Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Таким образом, в качестве объектов налогового учета выступают хозяйственные операции, осуществленные страховой организацией в течение налогового периода, оказывающие влияние на величину налоговой базы для целей налогообложения прибыли. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. В налоговом учете информация о доходах и расходах для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль отражается с использованием денежных измерителей.  Управленческий учет – система обобщения данных для различных целей и уровней управления, включая оценку, анализ, текущее и перспективное планирование, контроль, а также координацию работы подразделений.  Ведение управленческого учета в страховых организациях осуществляется по усмотрению руководства, т. е. сбор и обобщение информации ориентировано только на запрос менеджмента компании. Целью организации ведения управленческого учета в организации является повышение результативности деятельности страховщика. В управленческом учете информация обобщается как в натуральном, так и в денежном выражении.   Требования страхового законодательства в части организации бухгалтерского учета в страховых организациях  Страховщики – страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном порядке.  Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют в активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия. По итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, общества взаимного страхования подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Страховые организации вправе открывать филиалы и представительства. Ст. 28, 29 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» устанавливают следующие требования к организации учета в страховых организациях: • страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности; • требования к бухгалтерскому учету операций по страхованию, сострахованию, перестрахованию и взаимному страхованию (включая особенности применения плана счетов бухгалтерского учета), а также особенности формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливаются федеральными и (или) отраслевыми стандартами, утвержденными в порядке, установленном Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; • страховщики составляют статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора; • страховщики составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами и представляют эту отчетность в орган страхового надзора в порядке и в сроки, которые установлены таким органом; • головная страховая организация страховой группы обязана представлять в орган страхового надзора отчетность в порядке надзора на консолидированной основе по формам, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора; • орган страхового надзора размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводную информацию о деятельности субъектов страхового дела, а также информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела; • учет операций по страхованию объектов личного накопительного страхования (операций по страхованию жизни) и учет операций по страхованию иных объектов страхования (операций по страхованию иному, чем страхование жизни) ведутся раздельно; • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и аудиторское заключение подлежат обязательному опубликованию не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, вместе с аудиторским заключением о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика (она считается опубликованной, если она размещена на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в этой отчетности лиц). Страховые организации осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Основные принципы бухгалтерского учета: • достоверность информации; • сплошное непрерывное документирование; • инвентаризация активов и обязательств; • двойная запись; • денежное измерение объектов бухгалтерского учета. • взаимосвязь форм обобщения информации; • отражение информации отчетности. К главным задачам бухгалтерского учета можно отнести: • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации; • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; • своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутренних резервов. Аккумулируемая и обрабатываемая информация может быть использована в качестве исходной базы для принятия решений. Пользователями информации могут выступать: • менеджеры (решение текущих задач, разработка стратегии организации); • собственники (непосредственно заинтересованы в информации о финансовом состоянии страховой организации); • акционеры (должны иметь доступ к основным показателям финансово-хозяйственной деятельности страховой организации для принятия решений о покупке / продаже акций); • кредиторы (для удостоверения в платежеспособности страховой организации должника); • клиенты (страхователи) (заинтересованы в стабильности страховой организации, могут быть кредиторами страховой организации в страховании жизни); • партнеры (принятие решений по контрактам, договорам сотрудничества); • официальные учреждения. Существуют следующие уровни доступа к информации: • внешняя информация – это финансовые документы широкого пользования, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному опубликованию (годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и аудиторское заключение); • внутренняя информация – это более развернутая информация, которой обладают менеджеры, собственники, акционеры, а также органы надзора и налоговые органы. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель страховой организации, который также должен организовать хранение документов бухгалтерского учета. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Главный бухгалтер страховой организации действует в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете», подчиняется руководителю страховой организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливаются квалификационные требования к руководителю, главному бухгалтеру, внутреннему аудитору страховщика. Рассмотрим их ниже. Руководители (в том числе лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа) субъекта страхового дела – юридического лица и являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель должны иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет. Главный бухгалтер страховой, перестраховочной организации должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и иметь стаж работы по специальности в страховой, перестраховочной организации не менее двух лет из последних пяти лет, предшествующих назначению на указанную должность. Деятельность любой организации находит отражение в бухгалтерской документации. Все хозяйственные операции страховой организации оформляются первичными учетными документами, на основании которых осуществляется ведение бухгалтерского учета. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичный учетный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно по окончании операции. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группировке по соответствующим счетам бухгалтерского учета, которые составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. В отдельных случаях подлинники документов по договорам страхования жизни не подлежат уничтожению до особого распоряжения. Учет бухгалтерских операций ведется по журнально-ордерной форме в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным организацией с учетом его потребностей и особенностей деятельности. Обработка информации осуществляется автоматизированным способом с применением компьютерных программ, что позволяет осуществлять формирование учетных регистров. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности страховщики проводят инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой подтверждается их наличие и состояние на определённую дату путём сопоставления фактических данных с данными бухгалтерского учёта.   Требования страхового законодательства относительно организации контроля и аудита в страховых организациях   Далее рассмотрим вопросы организации внутреннего контроля в страховой организации. В целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации (в том числе страховому законодательству), правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов страховщик организует внутренний аудит, для чего назначает должностное лицо (внутреннего аудитора) или создает структурное подразделение (службу внутреннего аудита). Также в целях организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита, которое утверждается советом директоров (наблюдательным советом) страховой организации или при его отсутствии общим собранием акционеров (участников) страховой организации, общим собранием членов общества взаимного страхования. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, правления общества взаимного страхования, подчинены и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) страховой организации, общему собранию членов общества взаимного страхования или при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации, подчинены и подотчетны общему собранию акционеров (участников) страховой организации. Для лица, назначенного на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита, совмещение должностей не разрешается. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита могут быть включены в состав ревизионной комиссии страховщика. Внутренний аудитор, руководитель и работники службы внутреннего аудита, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях страховщика, могут участвовать в проверке деятельности этих структурных подразделений по истечении 12 месяцев со дня окончания работы в этих структурных подразделениях. Внутренний аудитор, служба внутреннего аудита осуществляют следующие полномочия: • проверяют и обеспечивают эффективность функционирования системы внутреннего контроля страховщика; • проверяют соответствие деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, правилам и стандартам объединений страховщиков, учредительным документам и внутренним организационно-распорядительным документам страховщика; • проверяют соблюдение страховщиком правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; • проверяют достоверность, полноту, объективность отчетности или иной запрашиваемой информации и своевременность ее представления структурными подразделениями страховщика (в том числе обособленными подразделениями) в органы управления страховщика и акционерам (участникам) страховщика; • осуществляют анализ причин выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков в деятельности страховщика; • дают рекомендации по предупреждению нарушений и недостатков, аналогичных выявленным по результатам проверок нарушениям и недостаткам в деятельности страховщика; • осуществляют оценку рисков и оценку эффективности управления рисками; • осуществляют оценку целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок; • осуществляют проверку обеспечения сохранности активов; • принимают участие в проведении анализа финансового состояния страховщика и разработке перечня мер по предупреждению банкротства; • согласовывают отчеты, в том числе промежуточные, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика; • осуществляют проверку достоверности, полноты, объективности представляемых в орган страхового надзора, федеральные органы исполнительной власти отчетности, информации, включая план восстановления платежеспособности страховщика, и отчетов, в том числе промежуточных, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика, и контроль за своевременностью такого представления. Внутренний аудитор, служба внутреннего аудита вправе: • осуществлять проверки по всем направлениям деятельности страховщика, включая деятельность филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, а также любого структурного подразделения страховщика и (или) работника страховщика; • получать от руководителей и работников структурных подразделений страховщика документы, материалы и информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; • иметь доступ ко всем документам, материалам и информации, в том числе информационным компьютерным файлам, без права внесения в них изменений. По результатам проведенных проверок внутренний аудитор, служба внутреннего аудита составляют квартальные отчеты, которые представляются в органы управления страховщика, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании акционерам (участникам) страховой организации, членам общества взаимного страхования. Наряду с информацией о выявленных по результатам проверок нарушениях и недостатках в деятельности страховщика и об их последствиях указанные отчеты должны содержать информацию о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков. В случае выявления по результатам проверок нарушений в виде принятия органами управления страховой организации решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации, внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита уведомляют в письменной форме акционеров (участников) страховой организации, имеющих более одного процента акций (долей участия в уставном капитале страховой организации), не позднее чем в течение пятнадцати дней с момента выявления таких нарушений. По запросу органа страхового надзора страховщик обязан представлять отчеты внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в сроки, установленные этим запросом. Ниже кратко осветим вопросы обязательного аудита. Согласно ст. 29 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика должно содержать раздел о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности и об эффективности организации системы внутреннего контроля страховщика. Вышеуказанное аудиторское заключение страховщик представляет в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита должны иметь высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем экономическом, финансовом или юридическом образовании, и стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной, иной финансовой или аудиторской организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации, а также в органах государственного финансового контроля Российской Федерации.   Квалификационные и иные требования   Руководители (в том числе лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа) субъекта страхового дела - юридического лица и являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель должны иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет.  Главный бухгалтер страховой, перестраховочной организации должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и иметь стаж работы по специальности в страховой, перестраховочной организации не менее двух лет из последних пяти лет, предшествующих назначению на указанную должность. Главный бухгалтер страхового брокера должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы в подразделении субъекта страхового дела, деятельность которого связана с осуществлением бухгалтерского учета и (или) финансовой деятельности, не менее двух лет. Главный бухгалтер общества взаимного страхования должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) организации страхового брокера, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита должны иметь высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем экономическом, финансовом или юридическом образовании, и стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной, иной финансовой или аудиторской организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации, или в органах государственного финансового контроля Российской Федерации. Если данные лица имеют иное высшее образование, им необходимо подтвердить факт прохождения профессиональной переподготовки в области экономики, финансов или права, представив признаваемый в Российской Федерации документ о прохождении профессиональной переподготовки, а также иметь стаж работы в подразделении субъекта страхового дела, деятельность которого связана с осуществлением бухгалтерского учета, финансовой деятельности или с правовыми вопросами, не менее трех лет.  На должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита не может быть назначено лицо, которое: 1) осуществляло функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера страховщика или входило в состав коллегиального исполнительного органа страховщика в течение двух лет, предшествующих дате назначения на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита; 2) является акционером (участником) страховщика; 3) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с акционерами (участниками) страховщика, либо с лицом, которое является единоличным исполнительным органом страховщика или входит в состав совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа страховщика, либо с главным бухгалтером страховщика.    План счетов страховщиков   С 01.01.2017 осуществлен переход с «Плана счетов Минфина» на «план счетов Банка России». Это отражает основные изменения по форме (переход на 20-значные счета, обозначение в номере счета дополнительной информации). Тем не менее, основные содержательные новации связаны не с банковским учетом, а со стандартами МСФО, поскольку принципы МСФО (полнота, достоверность, надежность и др.) соответствуют требованиям Банка России. Новации по форме отражают структурные изменения нового плана счетов по сравнению с действующим Планом счетов. К важнейшим новациям по форме можно отнести следующее: • двадцатизначное обозначение номера счета; • детерминация знаками счета дополнительной информации (о счете первого порядка, о счете второго порядка, о валюте, об использовании доверительного управления, о виде страхования); • расширение разделов счетов за счет выделения новых разделов балансовых счетов и двух глав забалансовых счетов; • счетам присвоен статус только активных или пассивных (активно-пассивные счета отсутствуют); • введены специфические счета, отражающие финансовую деятельность (расчетные счета, счета депозитов, специальные счета, счета займов, счета для отражения долговых финансовых инструментов по амортизированной стоимости, счета переоценки ценных бумаг по их видам и категориям, счета резервов под обесценение, счета доходов и расходов по видам операций); • расширено количество счетов для отражения страховой деятельности (счета по учету страховых обязательств и доли перестраховщиков в них, обязательств по инвестиционным договорам, отложенных аквизиционных расходов и доходов, счета по учету расчетов по операциям страхования, сострахования и перестрахования, счета по учету доходов и расходов по страховой деятельности, доходов от оказания услуг). Новации по содержанию отражают смысловые изменения в совершении бухгалтерских операций. В качестве значимых смысловых изменений следует указать ведение на счетах расчетов учета в разрезе контрагентов и договоров страхования, изменение порядка признания премии и вознаграждения, изменение структуры резервов страховой компании, ведение страховой аналитики на плане счетов, более подробное отображение капитала и операций с ценными бумагами и др. В Плане счетов бухгалтерского учета принята следующая структура : главы, разделы, подразделы, счета первого и второго порядка. Рассмотрим подробнее главы. Их всего 5, обозначаются они буквами. Глава А «Балансовые счета» содержит основные счета, формирующие баланс СК по основной деятельности. Характерным признаком счета главы А является первая цифра счета в диапазоне от 1 до 7. Счета других глав имеют вспомогательное значение. Глава Б «Счета доверительного управления» - управление чужим имуществом. Бухучет операций по доверительному управлению ведется на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. Глава В «Внебалансовые счета» - учитывается то, что не принадлежит банку, а принимается на хранение, комиссию, в залог и т.п. Глава Г «Срочные операции» - операции в будущем. На этих счетах учитываются операции приобретения - реализации различных финансовых активов (драгметаллов, ценных бумаг, иностранной валюты и рублевых средств), по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки. В день валютирования (исполнения сделки) обязательства и требования переносятся в баланс Глава Д «Счета депо» - депозитарная деятельность банка. Служит для учета депозитарных операций банков. Здесь учитываются ценные бумаги. Учет бумаг ведется на активных и пассивных счетах депо в штуках. По главам Б, Г, Д составляются отдельные балансы (по каждой главе свой).    Таблица 1 - Структура Плана счетов страховых организаций Глава А Балансовые счета Раздел 1 Капитал и целевое финансирование счета 102–111 Уставный капитал, вклады и взносы организаций Собственные доли уставного капитала (акции), выкупленные организацией Добавочный капитал Резервный и другие фонды Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток Целевое финансирование некоммерческих организаций Дивиденды (распределение части прибыли между участниками)  Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы   202-208 Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте Драгоценные металлы и природные драгоценные камни Расчетные счета в кредитных организациях и банках-нерезидентах Депозиты, размещенные в кредитных организациях и банках-нерезидентах  Раздел 3. Требования и обязательства по договорам, имеющим отраслевую специфику, а также по внутрихозяйственным расчетам   303-355 Внутрихозяйственные требования и обязательства Расчеты по брокерским операциям Страховые обязательства Доля перестраховщиков в страховых обязательствах Пенсионные обязательства Обязательства по договорам, классифицированным как инвестиционные, без негарантированной возможности получения дополнительных выгод Отложенные аквизиционные расходы и доходы  Раздел 4. Операции с клиентами и прочие расчеты   423-495 Привлеченные средства Прочие предоставленные средства Прочие активы и пассивы Расчеты по операциям страхования, сострахования и перестрахования Расчеты по пенсионным программам Займы выданные  Раздел 5. Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами 501-528 Вложения в долговые ценные бумаги Вложения в долевые ценные бумаги Учтенные векселя Выпущенные ценные бумаги Производные финансовые инструменты Раздел 6. Средства и имущество   601-622 Участие (в дочерних и ассоциированных акционерных обществах, паевых инвестиционных фондах  и т.д.) Расчеты с дебиторами и кредиторами Основные средства Финансовая аренда Нематериальные активы Запасы Выбытие и реализация Авансы (предоплаты) полученные и авансы (предоплаты) уплаченные Резервы – оценочные обязательства некредитного характера Вспомогательные счета Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы Инвестиционное имущество Долгосрочные активы, предназначенные для продажи Средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено Паевой фонд Раздел 7. Финансовые результаты 708-729 Прибыль (убыток) прошлого года Процентные доходы Доходы и расходы по страховой деятельности Налог на прибыль Доходы и расходы по страховой деятельности прошлого года Глава Б. Счета доверительного управления   Доверительный управляющий отражает в главе Б активы и обязательства, находящиеся в доверительном управлении, а также возникающие по ним доходы и расходы, используя номера балансовых счетов главы А. Глава В. Внебалансовые счета   Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом № 99999, пассивные – со счетом № 99998, при этом счета № 99998 и № 99999 ведутся только в рублях. Двойная запись может также осуществляться путем перечисления сумм с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного счета на другой пассивный счет. При переоценке остатков на внебалансовых счетах в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю активные внебалансовые счета корреспондируют со счетом № 99999, пассивные – со счетом № 99998.   Раздел 4. Расчетные операции и документы   912 Разные ценности и документы   Раздел 5. Операции финансовой аренды, займы выданные, условные обязательства и условные требования 913- 915 Обеспечение, полученное по размещенным средствам, и условные обязательства Активы, переданные в обеспечение по привлеченным средствам, и условные требования кредитного характера Финансовая и операционная аренды   Раздел 6. Задолженность, вынесенная за баланс   917-918 Задолженность по процентным платежам по основному долгу, списанному из-за невозможности взыскания Задолженность по сумме основного долга, списанная из-за невозможности взыскания   Раздел 7. Корреспондирующие счета   99998     99999 Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи  (А)   Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи (П)   Глава Г. Счета по учету требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки)   Счета главы Г предназначены для учета требований и обязательств по: производным финансовым инструментам, определяемым в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»   933-971                         99996     99997   Требования по производным финансовым инструментам Требования по прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки) Обязательства по производным финансовым инструментам Обязательства по прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее     следующего дня после дня заключения договора (сделки)   Корреспондирующие счета Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи (А)   Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи (П)     А   Организация ведения налогового учета В 2002 г. введена в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ), которая содержит указание о необходимости формирования новой самостоятельной системы учета – системы налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на    прибыль. Данные налогового учета должны отражать: • порядок формирования суммы доходов и расходов; • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; • порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Согласно ст. 313 гл. 25 НК РФ, система налогового учета организуется налого­плательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, то налогоплательщики вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Согласно ст. 330 НК РФ налогоплательщики – страховые организации ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования в разрезе заключенных договоров по видам страхования. Существуют различия между системами налогового и бухгалтерского учета, которые заключаются, например, в признании доходов и расходов страховщика в бухгалтерском и налоговом учете. Об этом будет сказано далее. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.  Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.  Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством. Налогоплательщики обязаны в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (п. 8 ст. 23 НК РФ). Таким образом, возможны следующие варианты организации налогового учета: • построение автономной системы налогового учета, существующей отдельно от системы бухгалтерского учета; • построение интегрированной системы бухгалтерского и налогового учета.    Нормативное регулирование бухгалтерского учета в страховых организациях Система нормативного регулирования  Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; 2) единства системы требований к бухгалтерскому учету; 3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ; 4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов; 5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов; 6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета К настоящему времени сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. 1. федеральные стандарты; 2. отраслевые стандарты; 3. рекомендации в области бухгалтерского учета; 4. стандарты экономического субъекта.  На первом уровне системы нормативного регулирования бухгалтерского учета находятся федеральные стандарты, которые обязательны к применению, если не предусмотрено иное. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают: • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета; • требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета; • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения; • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств; • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; • состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; • состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней и т. д. К документам первого уровня можно отнести: • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н); • все действующие ФСБУ/ПБУ и др. • План счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядок его применения (Положение Банка России от 02.09.2015 № 486-П). Данный документ вступил в силу с 01.01.2017 г.  Второй уровень нормативного регулирования представлен отраслевыми стандартами, которые устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности и обязательны к применению, если не предусмотрено иное. Они не должны противоречить федеральным стандартам и Федеральному закону «О бухгалтерском учете». Положение «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 04.09.2015 № 491-П) вступило в силу с 01.01.2017 г. На третьем уровне находятся рекомендации в области бухгалтерского учета, которые принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности. Они могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Четвертый уровень представлен стандартами экономического субъекта, предназначенными для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам и  применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику – важнейший внутренним документ, регламентирующий организацию и порядок ведения бухгалтерского учета. Страховщик самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами и применяет ее последовательно из года в год.
«Особенности учета в страховых организациях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 23 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot