Сущность здоровьесберегающих технологий
Здровьесберегающая технология – это система, состоящая из взаимосвязи и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья детей на каждом этапе их обучения и развития.
На сегодняшний день одно из приоритетных направлений политики государства в области образования – сохранить и укрепить здоровье учеников начальной школы. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на детский организм.
Показателями здорового ученика являются:
- физическое здоровье, которое позволяет справиться с учебной нагрузкой, ребенок может преодолеть усталость;
- социальное здоровье, ребенок общителен и коммуникабелен;
- эмоциональное здоровье, ребенок уравновешен, может удивить и восхититься чем-то;
- интеллектуальное здоровье – ученик проявляет хорошие умственные способности;
- нравственное здоровье – учащийся признает основные общечеловеческие ценности.
В здоровьесберегающую технологию входят следующие аспекты:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учеников, которое проводят медицинские работники при реализации образовательных технологий;
- учет возрастных особенностей развития учеников и разработка образовательных стратегий, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и пр. учеников рассматриваемого возраста;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата при реализации рассматриваемой технологии;
- использование различных типов здоровьесберегающей деятельности учеников, которые направлены на сохранений и повышение резервов здоровья и работоспособности.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- обеспечить школьнику сохранение здоровья на время его учебы в школе;
- снизить уровень заболеваемости учеников;
- сохранить работоспособность на уроках;
- сформировать у детей знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- сформировать систему спортивно-оздоровительной работы.
В последнее время все больше внимания начали уделять вопросам обеспечения здоровья детей. Для этого используются программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяются разнообразные способы укреплять здоровье детей – дыхательная и корригирующая гимнастика, психотерапия и пр.
Виды здоровьесберегающих технологий
Специалисты, занимающиеся разработкой здоровьесберегающих технологий, выделили следующие их виды:
- технологии, обеспечивающие оптимальные условия обучения с гигиенической точки зрения;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- психолого-педагогические технологии, которые используются педагогами в урочной и внеурочной деятельности;
- коррекционные технологии.
На выбор здоровьесберегающей технологии влияют программы, по которым работает та или иная школа, условия обучения и возможности школы, профессионализм учителей. Эффективнее использовать целый комплекс здоровьесберегающих технологий, подбирая оптимальный вариант, основываясь на конкретных условиях.
В школах обязательно должны использоваться следующие 15 здоровьесберегающих технологий:
- физкультминутки – динамические паузы во время интеллектуальных занятий. Их проводят по мере утомляемости детей, сюда относят дыхательные гимнастики, гимнастику для глаз, легкие физические упражнения, занимающие 2-3 минуты времени;
- пальчиковая гимнастика – используется на уроках, на которых дети много пишут, представляет собой недолгую разминку пальцев и кистей рук;
- гимнастика для глаз – должна проводиться в процессе интеллектуальных занятий, занимает 2-3 минуты времени;
- смена видов деятельности – целесообразное чередование разных типов деятельности на уроке – устной работы, письменной, игровых моментов и пр. Проводят, чтобы предупредить быструю утомляемость и повысить интерес учеников;
- артикуляционная гимнастика – работа по развитию речи, считалочки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, используемые на уроках не только умственного, психологического и эстетического развития, но и чтобы снять эмоциональное напряжение;
- игры – решают учебные задачи, а также развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность детей в процессе познания;
- релаксация – прерывает интеллектуальные занятия для снятия напряжения и чтобы подготовить детей воспринимать большой объем новой информации. Сюда можно отнести прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинга;
- технология эстетической направленности – походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть мероприятия, которые должны развивать эстетический вкус у детей;
- состояние учебного кабинета – санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходит работа, тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. При этом помимо чистоты учитывают температуру и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения, отсутствие звуковых и других раздражителей;
- позы учащихся – нужно следить за осанкой детей, чтобы предупредить развитие сколиоза;
- технологии, создающие на уроке положительный психологический климат – методы и приемы, которые повышают мотивацию, а также обучающие работе в команде, внимательности, улучшающие микроклимат в коллективе, способствуя личностному росту и самоуважению;
- эмоциональные разрядки – занимательные моменты, помогающие снять напряжение при большом объеме эмоциональных и интеллектуальных нагрузок;
- беседы о здоровье;
- стиль общения учителя с учениками – современные нормы требуют, чтобы учитель был тактичен и демократичен, ученику необходимо обеспечить душевный комфорт и защищенность;
- работа с родителями – нельзя обеспечить непрерывность действия здоровьесберегающих технологий без участия родителей. Именно они следят за соблюдением режима дня, питания, физическими нагрузками ребенка.
Это только самые популярные и общедоступные технологии здоровьесбережения, которые могут быть использованы каждым учителем-предметником при организации учебного процесса.