Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Сущность здоровьесберегающих технологий

Определение 1

Здровьесберегающая технология – это система, состоящая из взаимосвязи и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья детей на каждом этапе их обучения и развития.

На сегодняшний день одно из приоритетных направлений политики государства в области образования – сохранить и укрепить здоровье учеников начальной школы. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на детский организм.

Показателями здорового ученика являются:

  • физическое здоровье, которое позволяет справиться с учебной нагрузкой, ребенок может преодолеть усталость;
  • социальное здоровье, ребенок общителен и коммуникабелен;
  • эмоциональное здоровье, ребенок уравновешен, может удивить и восхититься чем-то;
  • интеллектуальное здоровье – ученик проявляет хорошие умственные способности;
  • нравственное здоровье – учащийся признает основные общечеловеческие ценности.

В здоровьесберегающую технологию входят следующие аспекты:

  • использование данных мониторинга состояния здоровья учеников, которое проводят медицинские работники при реализации образовательных технологий;
  • учет возрастных особенностей развития учеников и разработка образовательных стратегий, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и пр. учеников рассматриваемого возраста;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата при реализации рассматриваемой технологии;
  • использование различных типов здоровьесберегающей деятельности учеников, которые направлены на сохранений и повышение резервов здоровья и работоспособности.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • обеспечить школьнику сохранение здоровья на время его учебы в школе;
  • снизить уровень заболеваемости учеников;
  • сохранить работоспособность на уроках;
  • сформировать у детей знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • сформировать систему спортивно-оздоровительной работы.

В последнее время все больше внимания начали уделять вопросам обеспечения здоровья детей. Для этого используются программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяются разнообразные способы укреплять здоровье детей – дыхательная и корригирующая гимнастика, психотерапия и пр.

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды здоровьесберегающих технологий

Специалисты, занимающиеся разработкой здоровьесберегающих технологий, выделили следующие их виды:

  • технологии, обеспечивающие оптимальные условия обучения с гигиенической точки зрения;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • психолого-педагогические технологии, которые используются педагогами в урочной и внеурочной деятельности;
  • коррекционные технологии.

На выбор здоровьесберегающей технологии влияют программы, по которым работает та или иная школа, условия обучения и возможности школы, профессионализм учителей. Эффективнее использовать целый комплекс здоровьесберегающих технологий, подбирая оптимальный вариант, основываясь на конкретных условиях.

В школах обязательно должны использоваться следующие 15 здоровьесберегающих технологий:

  • физкультминутки – динамические паузы во время интеллектуальных занятий. Их проводят по мере утомляемости детей, сюда относят дыхательные гимнастики, гимнастику для глаз, легкие физические упражнения, занимающие 2-3 минуты времени;
  • пальчиковая гимнастика – используется на уроках, на которых дети много пишут, представляет собой недолгую разминку пальцев и кистей рук;
  • гимнастика для глаз – должна проводиться в процессе интеллектуальных занятий, занимает 2-3 минуты времени;
  • смена видов деятельности – целесообразное чередование разных типов деятельности на уроке – устной работы, письменной, игровых моментов и пр. Проводят, чтобы предупредить быструю утомляемость и повысить интерес учеников;
  • артикуляционная гимнастика – работа по развитию речи, считалочки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, используемые на уроках не только умственного, психологического и эстетического развития, но и чтобы снять эмоциональное напряжение;
  • игры – решают учебные задачи, а также развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность детей в процессе познания;
  • релаксация – прерывает интеллектуальные занятия для снятия напряжения и чтобы подготовить детей воспринимать большой объем новой информации. Сюда можно отнести прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинга;
  • технология эстетической направленности – походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть мероприятия, которые должны развивать эстетический вкус у детей;
  • состояние учебного кабинета – санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходит работа, тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. При этом помимо чистоты учитывают температуру и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения, отсутствие звуковых и других раздражителей;
  • позы учащихся – нужно следить за осанкой детей, чтобы предупредить развитие сколиоза;
  • технологии, создающие на уроке положительный психологический климат – методы и приемы, которые повышают мотивацию, а также обучающие работе в команде, внимательности, улучшающие микроклимат в коллективе, способствуя личностному росту и самоуважению;
  • эмоциональные разрядки – занимательные моменты, помогающие снять напряжение при большом объеме эмоциональных и интеллектуальных нагрузок;
  • беседы о здоровье;
  • стиль общения учителя с учениками – современные нормы требуют, чтобы учитель был тактичен и демократичен, ученику необходимо обеспечить душевный комфорт и защищенность;
  • работа с родителями – нельзя обеспечить непрерывность действия здоровьесберегающих технологий без участия родителей. Именно они следят за соблюдением режима дня, питания, физическими нагрузками ребенка.

Это только самые популярные и общедоступные технологии здоровьесбережения, которые могут быть использованы каждым учителем-предметником при организации учебного процесса.

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot