Понятие педагогической культуры
Анализ современных педагогических исследований позволяет выделить три подхода к определению понятия «педагогическая культура».
Авторы, которые придерживаются первого подхода, определяют педагогическую культуру в качестве части общечеловеческой культуры, основу которой составляют как духовные, так и материальные ценности, а также различные способы творческой педагогической деятельности, используемые с целью обслуживания исторического процесса смены поколений и процесса социализации личности.
Второй подход позволяет трактовать педагогическую культуру в качестве сущностной характеристики, определяющей целостность личности, которая способна осуществлять диалог культур в индивидуальном и личностном плане.
Согласно третьего подхода, под педагогической культурой понимается динамическая система педагогических ценностей, разнообразных способов осуществления деятельности и профессионального поведения. Согласно данного определения, компонентами педагогической культуры являются:
- наличие педагогической позиции и личностных качеств;
- наличие профессиональных знаний и культуры педагогического мышления;
- комплекс профессиональных умений;
- творческая характеристика педагогической деятельности;
- умения в осуществлении саморегуляции личности;
- культура профессионального поведения.
Данные подходы позволяют рассмотреть некоторые общие позиции в рассмотрении педагогической культуры как компонента личностной сферы. Учёт данных особенностей представлен в исследованиях А.В. Барабанщикова, С.С. Муцынова и др. авторов, которыми педагогическая культура представляется специфическим проявлением общей культуры человека при осуществлении педагогической деятельности.
Педагогическая культура характеризуется сложностью, динамичностью, интегральностью, включает целый комплекс свойств и характеристик, включающих личностные качества, психолого-педагогические знания, практические навыки и умения, применение которых способствует обеспечению успешности профессиональной деятельности.
Уровни педагогической культуры
Анализ основных определений педагогической культуры позволяет систематизировать общие признаки и особенности и отразить их в уровнях педагогической культуры.
Основными компонентами реликтового уровня педагогической культуры являются: наличие педагогических установок, норм, способов и форм педагогического процесса, которые вызваны к жизни предшествующими эпохами. Данный уровень является продуктом традиционной культуры, основу его составляет обучение и воспитание с использованием имеющегося опыта предшествующей жизни. Реализация данного уровня происходит в непрофессиональной деятельности, к примеру, в семейном воспитании.
Актуальный уровень способствует обеспечению реального функционирования педагогического пространства образовательного учреждения, построенного в соответствии с требованиями социального заказа. На данном уровне преобразования в педагогической системе представлены жёсткими нормами, требованиями и правилами на предмет «чему учить» и «каким быть», которые регулируются в каждом конкретном учреждении или организации. Данный уровень реализуется в осуществлении деятельности руководителей, подразумевает учёт личностных особенностей сотрудников, а также специфическое своеобразие коллектива.
В потенциальный уровень включены педагогические программы, которые направлены на обеспечение будущего. На данном уровне происходят собственно инновационные процессы, которые в силу не видения перспектив, иногда не подвергаются положительно оценке со стороны специалистов. Данный уровень отражается в новаторской деятельности учёных и практиков.