Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музыкальная педагогика

История музыкальной педагогики

История развития музыкальной педагогики представляется историей развития системы общего музыкального образования и воспитания детей. Становление данной системы началось в глубокой древности с устных форм музыкальной деятельности.

В истории музыкального обучения имеют место два метода обучения:

  • на основе устных музыкальных традиций;
  • на базе письменных музыкальных традиций.
Замечание 1

Метод обучения, базирующийся на устных музыкальных традициях, берет начало народных традициях и опирается на пение, его коллективные формы и импровизацию.

Метод, основанный на письменных музыкальных традициях, появился как результат зарождения нотной письменности и развития инструментального искусства.

Устная форма обучения к 17 веку была практически вытеснена из педагогической практики и прочно забыта. Взамен пришла профессиональная музыкальная деятельность, определившая метод обучения музыке.

В 17 веке искусство исполнения приобретает черты индивидуальной направленности. Появляются специалисты в определенных областях, в частности композиторы, исполнители и слушатели. В это время появилась сцена, отделяющая исполнителя от зала, дирижер стал располагаться спиной к слушателям, а солист стал исполнять наизусть чужие произведения в своей трактовке. В этот исторический период происходит зарождение нового вида музыкальной деятельности — искусства интерпретации.

Музыкальная педагогика в России

Музыкально-педагогические системы, а также практический и теоретический опыт русских музыкантов относились в первую очередь к организации музыкальных средств.

В середине 19 века в России сформировались две музыкальные культуры — городская и крестьянская. Эти две культуры стали почвой для новой русской музыкальной школы.

«Музыкальная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В 60-х годах 19 века русские музыканты и общественные деятели активно начали работать над организацией обучения детей музыке на рациональных началах. Они считали, что любой ребёнок имеет предрасположенность к музыкальным занятиям. Они пытались создать единую музыкально-педагогическую систему, одинаково пригодную и будущим профессионалам, и любителям. Учебный процесс, по мнению реформаторов, должен опираться на национальные музыкальные традиции. Следует отметить, что вопрос всегда стоял только о коллективных формах обучения музыке, а не о развитии методик индивидуального обучения.

К 1917 году практически была готова реформа российского музыкального образования. Но после революции произошёл откат назад. Представители новой власти имели свое видение культуры, в форме просветительства. Она основывалась на клубной работе и была нацелена на нечто среднее.

Основные аспекты музыкального образования

Определение 1

Музыкальное образование - это система, которая объединяет музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Основные исследования в области современного музыкального образования представлены следующими направлениями:

  • изучение возможностей педагогики искусств в области музыкального воспитания;
  • изучение профессиональных качеств личности педагога;
  • изучение сущности, достижений, видов и особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Российская система музыкального образования включает в себя:

  • общее музыкальное образование;
  • дополнительное образование.

Все образовательные музыкальные программы способствуют воспитанию у учащихся любви и интереса к музыке, формированию музыкально-слуховых представлений и развитию практических музыкальных навыков, в том числе исполнительских, аналитических и слуховых.

Музыкальной педагогике присущи как общие принципы педагогики, так и специфические формы и методики преподавания.

Принципы музыкальной педагогики

Основные принципы музыкальной педагогики заключаются в следующем:

  • воспитывающее обучение;
  • научность обучения;
  • систематичность обучения;
  • прочность передаваемых знаний, умений и навыков;
  • индивидуальный подход.

Особенности музыкальной педагогики

Основная тема множества исследований в музыкальной педагогике – это процесс взаимодействия педагога и ученика. Основная задача педагога-музыканта заключается в постоянном поиске наиболее эффективных методов и способов обучения и воспитания каждого отдельного ученика.

Для передачи знаний о музыке необходима адаптация форм и методов, используемых в общеобразовательной школе. В то же время для усвоения самой музыки и овладения практическими умениями и навыками требуются специфические формы организации обучения, методы и средства, которые отвечали бы особому содержанию музыкальных дисциплин.

Музыкальная педагогика базируется также на активизации творческо-поисковой активности у учащихся. Ключевым здесь является аналитический метод обучения, при котором педагог – это организатор самостоятельного поиска ребенком новых музыкальных ощущений. Данный подход стимулирует и развивает творческое начало. Соединение практического и аналитического методов обучения является основной задачей, которая стоит перед педагогом-музыкантом. Для решения данной задачи педагогу необходимо не только владеть методикой преподавания своего предмета, но педагогической техникой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot