Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и технология музыкального воспитания

Основы музыкального воспитания и развития ребенка

Определение 1

Методика музыкального воспитания – это самостоятельная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей музыкального воспитания и развития, преобразованием имеющихся и разработкой новых методов, технологий, приемов музыкального воспитания.

Восприятие людьми музыки очень различно. Одно и тоже музыкальное произведение может оказывать различное по своей силе воздействие на разных слушателей. Музыкальное восприятие определяется эмоциональной отзывчивостью слушателей, их подготовленностью к построению взаимоотношений с искусством и его творениями.

Педагог, реализующий музыкальное воспитание, должен уметь развить у детей правильное и адекватное восприятие музыкальных произведений, научить различать музыкальные жанры, привить музыкальный вкус и развивать музыкальные задатки, имеющиеся у ребенка. В этой связи, педагог должен знать теоретические основы музыкального воспитания и владеть его технологиями. От используемой технологии музыкального воспитания зависит его эффективность.

Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка и прохождении процесса ее социализации. Поэтому, важно опираться на целесообразные технологии и методики музыкального воспитания. Нельзя использовать методики, которые являются неактуальными на текущем этапе развития общества, не отвечают его требованиям и направлениям развития.

Технология музыкального воспитания неразрывно связана с музыкознанием, влияющим на разработку содержания и методов музыкального воспитания. При разработке технологии воспитания в основу берутся теории психологической науки. Они позволяют разработать ее таким образом, чтобы создать оптимальные условия для восприятия детьми музыки, раскрытия их музыкального потенциала, помочь в развитии музыкальных талантов.

Кроме того, при разработке технологии музыкального воспитания активно применяются данные физиологии. Они необходимы для понимания устройства голосового аппарата на различных возрастных этапах развития ребенка.

Закономерности и принципы технологии музыкального воспитания

«Теория и технология музыкального воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технология музыкального воспитания строится на базе принципов общей педагогики и дидактики, использовании ее методов и форм организации.

Предметом технологии музыкального воспитания выступают теоретические и практические аспекты музыкального развития детей, условия успешного музыкального обучения, специфика прохождения этого процесса.

Музыкальное воспитание нацелено на формирование условий, позволяющих сформировать музыкальные представления учащихся, развить у них музыкальную культуру.

Технология музыкального воспитания включает в себя следующие закономерности проявления данного процесса:

  • Социологические закономерности. Они предполагают построение воспитательного процесса на основе учета прав и свобод ребенка, ориентации на его личностное развитие и индивидуальное особенности. Только такой подход позволяет достичь должного воспитательного эффекта;
  • Коммуникативные закономерности. Они предполагают, что музыкальное воспитание, в первую очередь, определяется сложившейся системой взаимодействия между педагогом и учащимися. Характер этого взаимодействия определяется результативность эстетического развития детей и музыкального воспитания;
  • Физиологические закономерности. Воспитание музыкальных способностей зависит от природных особенностей ребенка, его физических качеств и генетических показателей;
  • Психологические закономерности. Если ребенок заинтересован в музыкальном развитии, ему интересны музыкальные занятия, он проявляет желание обучаться игре на каком-то музыкальном инструменте, то такое воспитание будет иметь положительный эффект;
  • Организационные закономерности. Эффективность музыкального воспитания подвержена влиянию таких факторов, как: работоспособность учащихся, выносливость, время суток, время года, погодные условия, состояние здоровья учащихся и педагога.

Технология музыкального воспитания ориентируется на педагогические и дидактические принципы. В ее основе лежат следующие из них:

  1. Зависимость музыкального воспитания от потребностей общества, социального заказа;
  2. Технология музыкального воспитания должна соответствовать текущему этапу общественного развития, его тенденциям;
  3. Музыкальное обучение и воспитание должно быть связано и двигаться в едином направлении с практическими тенденциями социальной сферы и развитием науки;
  4. Задачи по музыкальному обучению, воспитанию и развитию должны решаться комплексно;
  5. Все элементы технологии музыкального воспитания – цели, задачи, содержание, методы, формы, средства должны быть взаимосвязаны;
  6. Организация педагогического процесса должна соответствовать творческим навыкам детей, возможностям их самостоятельного обучения и способствовать проявлению их инициативы;
  7. Воспитательные действия должны носить непрерывный системный характер, а требования быть постоянными;
  8. Характер реализации воспитательной технологии, применение приемов и методов должно соответствовать общему развитию личности каждого учащегося.

Стадии реализации технологии музыкального воспитания детей

Музыкальное воспитание проводится последовательно. Оно включает в себя следующие стадии реализации технологии музыкального воспитания:

  1. Изучение теоретической базы музыкального воспитания. Оно включает в себя научные аспекты музыкального воспитания, рассмотрение музыки, как вида искусства, изучение средств, используемых для музыкальной выразительности, форм, жанров музыки.
  2. Привитие детям знаний о музыкальности и музыкальной культуре. На данной стадии, дети получают знания о том, что оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, изучают направления развития музыкальной культуры. Также, проводится диагностика музыкально-сенсорных способностей детей и формируются первые основы их музыкальной культуры.
  3. Организация музыкальной деятельности в разнообразных ее видах. Детей учат воспринимать музыку, устраивая прослушивание музыкальных композиций, различных жанров и репертуаров, проводят обучению пению и игре на различных музыкальных инструментах, организуются творческие музыкальные мероприятия.
  4. Использование музыкальной деятельности в повседневной жизни. В учебном учреждении устраиваются разнообразные музыкальные праздники, конкурсы, используется оснащение учебных помещений музыкальной аппаратурой для прослушивания музыки в перерывах между занятиями, даются музыкальные задания на дом.
  5. Проведение контрольных заданий для проверки усвоенных музыкальных знаний.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot