Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музыкальное воспитание: цели, методы, система

Понятие и цели музыкального воспитания

Неотъемлемой чертой гармоничного человека является его высокая культура, достигаемая в процессе художественного образования и воспитания, в том числе и музыкального.

Музыкальная культура человека формируется во время активной музыкальной деятельности, в процессе игры на музыкальных инструментах, знакомства с музыкальными произведениями, приобретаются навыки и умения, необходимые для сознательного восприятия и эмоционального выразительного исполнения музыки. Однако, сама только музыкальная деятельность не может решить всех задач музыкального воспитания, необходимо целенаправленная, систематическая работа, позволяющая осуществлять музыкальное воспитание.

Замечание 1

Основной целью музыкального воспитания является формирование эмоциональных, эстетических, нравственных, общечеловеческих и национальных качеств личности средствами музыки.

В качестве специфических задач музыкального воспитания выделяются:

  • воспитание интереса, любви к музыке;
  • обогащение музыкальными впечатлениями;
  • развитие навыков всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах;
  • содействие воспитанию и формированию эстетических чувств и музыкального вкуса;
  • влияние на всестороннее развитие человека;
  • развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности;
  • формирование музыкально-эстетической культуры.

Кроме этого, музвоспитанием преследуются более общие, высокие задачи:

  1. воспитывать национальную гордость и патриотические чувства;
  2. воспитывать любовь к родному краю, к природе;
  3. воспитывать любовь к народным песням, народным традициям, обычаям и обрядам; интерес к творчеству композиторов;
  4. воспитывать чувство товарищества, уважения и любви к родителям, родным.

Методы музыкального воспитания

В научных и методических исследованиях описан значительный спектр методов и технологий музыкального воспитания.

«Музыкальное воспитание: цели, методы, система» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Методы музыкального воспитания направлены на получение эмоционального отклика, воспитание эстетического отношения к музыке, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.

Так, исследовали различают общепедагогические методы и методы, определяе¬мые спецификой музыкального искусства.

К общепедагогическим методам сообщения и получения информации относятся:

  1. По внешней форме проявления: беседа, рассказ, объяснение, информационно-уведомительный, работа с книгой (средством является слово как основной источник общения ученика с учебным материалом через педагога, текстовое руководство, техническое устройство); иллюстрирование, демонстрация, наблюдения (через средства наглядной передачи информации); самостоятельная работа, упражнения (через практическое выполнение);
  2. По содержанию: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные (через познавательную деятельность учащихся); индуктивные, дедуктивные, методы аналогии (путем логического мышления); анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (через объединение или расчленение знаний).

Специфические методы и приемы музыкального обучения:

  1. Методы обучения теории и истории музыки: словесно-информационные (рассказы, объяснения, беседы по истории и теории музыкального искусства, текущий комментарий); словесно-наглядные (использование схем, таблиц, фонозаписей, исполнение фрагментов музыкального материала на инструменте); словесно-практические (составление докладов, написания тестов, самостоятельная работа с книгой, в Интернете, активное слушание музыки);
  2. Методы и приемы музицирования на музыкальных инструментах, активное слушание музыки, ритмично-двигательной интерпретации музыкальных произведений: наглядно-информационные (прослушивание музыкальных произведений, демонстрационный показ игры на музыкальных инструментах, информация относительно сложностей технического характера); практически-поисковые (многократное повторение, техническая отработка приемов игры; «забегание» вперед и возвращение к пройденному материалу, выполнение специальных упражнений, ритмично-двигательная интерпретация музыкальных произведений, приемы звукоизвлечения); практически-эвристические (самостоятельное составление музыкальных упражнений, игр и забав); комплексные (создание «композиций» в форме диалога, музыкальных ансамблей и др., что предусматривает комбинации различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения, организации групповой деятельности);
  3. Методы обучения и развития музыкальных и личностных качеств: практически-аналитические (анализ музыкальных произведений, подбор музыкального материала, шедевров мировой классики, их ремиксов, музыкального фольклора и др.); обучение произвольному музыкальному воспроизведению (импровизация, коллективное музицирование, создание проектов); стимулирование музыкального обучения (ориентация на истинные, настоящие ценности музыкального искусства, прием расширения художественного опыта; активизации музыкальной деятельности).

К способам воспитания, определяемыми спецификой музыкального ис-кусства, исследователи также относят: размышления о музыке, моделирование художественно-творческого процесса, стремление педагога не навязывать музыку, а убеждать, не развлекать, а радовать ею, метод импровизации; метод эмоциональной драматургии; метод стилевого различения; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод создания «композиций»; активное слушание, подражание; соотнесение музыкальных явлений с аналогичными явлениями в других видах искусств; активизация различных видов музыкальной деятельности через художественную учебно-творческую деятельность человека в области других искусств.

Кроме того, среди методов музыкального воспитания выделяются:

  • методы художественно-эстетического воздействия на сознание, чувство и волю учащихся,
  • методы организации групповой деятельности и формирования опыта общественного поведения,
  • методы регулирования, коррекции, стимулирования положительного поведения и деятельности человека (соревнования, наказание, поощрение).

Специфика музыкального воспитания состоит так же в широком использовании таких методов как игровой и проектный: с помощью игрового метода формируется много положительных качеств, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные и творческие способности; использование инновационных технологий в реализации проектов является качественным средством обучения и воспитания. Метод проектов направлен на привлечение к самостоятельному поиску знаний, ведь проблемная ситуация должна вскрыть противоречия.

Таким образом, музыкальное воспитание осуществляется с помощью комплекса методов, которые способствуют достижению цели и решению задач воспитания - формированию эстетического отношения к музыке, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, душевного, выразительного исполнения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot