Понятие и специфика тьюторской профессии
Педагог в этом случае, является движущей силой процесса образования и выполняет роль тьютора.
Тьютор – это педагог-наставник, выполняющий роль сопровождающего в учебном процессе, направляющего учащихся в выборе программ обучения, целей и задач своего образования, исходя из специфики личностного развития, способностей, потребностей и интересов.
Тьютерство в образовательном процессе возникает в том случае, когда система образования переходит на дифференцированное обучение, опираясь на индивидуальный и личностно-ориентированный подход. Оно может развиваться в общеобразовательных учебных заведениях, дошкольном образовании, дополнительном образовании, системы подготовки и переподготовки кадров.
Тьютерство в образовании является особой разновидностью гуманитарного педагогического сопровождения. Оно заключается в том, что педагог создает все условия, которые необходимы учащемуся для его продуктивного обучения, выполнения действий по установленным социальным и культурным нормам.
Тьютерство реализуется в том случае, когда учащийся совершает конкретные пробные действия в учебном процессе т.е. стремиться реализовать ее самостоятельно, итоги которых анализируются и оцениваются педагогом-тьютором. Далее происходит корректировка этих действий, в случае наличия недостатков, либо избираются новые способы и метода развития в конкретном направлении, в случае успеха и необходимости дальнейшего развития своих способностей.
Тьютерство в образовании относится к новым методикам организации учебно-воспитательного процесса. Его специфическими чертами являются следующие:
- В основе тьютерства заложен принцип индивидуализации обучения. Он предполагает выбор определенных методов и средств обучения. Педагог-тьютор создает для учащегося индивидуальную программу обучения, реализация которой мониторируется и оценивается для корректировки;
- Ключевым понятием тьютерского образования, на основе которого реализуется его технология, является исключительность человеческой личности и ее социального и профессионального предназначения;
- Организация учебного процесса базируется на интересах и целях учащихся;
- Тьютер проводит работу с познавательной заинтересованностью учащихся, ведет сопровождение индивидуальной разработки и практической реализации образовательных программ;
- Тьютор реализует компенсаторную деятельность в ходе обучения т.е. н помогает преодолеть трудности с успеваемостью, построить процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал способностям и возможностям каждого учащегося;
- Ориентация деятельности тьютора на решение проблем раскрытия потенциала личности просветительными методами и средствами: ориентация на создание условий для развития познавательной заинтересованности учащегося, стремления заниматься экспериментаторской и исследовательской деятельностью;
- Тьюторство направлено на достижение определенного результата в ходе его реализации. учащийся сопровождается в ходе всего периода обучения и достигает культурного, профессионального, личностного самоопределения и развития;
- Тьютор способствует ведению открытого образования и помогает развивать самообразование в образовательной сфере;
- Тьютор выполняет роль посредника в обучении, занимая позицию между педагогом и учащимся.
Технологии тюьторского сопрвождения
Технологии, применяемые тьютором в ходе своей профессиональной деятельности, ориентированы на оказание помощи своему подопечному в инициировании конкретной деятельности, организации действий с личными потребностями подопечных и учета его индивидуальных особенностей развития. В данном случае, наиболее подходящими технологиями являются те, которые базируются на принципах создания открытого образовательного пространства. К ним относятся:
- Технологии проектирования.
- Технология портфолио.
- Проведение дебатов.
- Экспериментальная работа.
- Создание творческих мастерских.
- Развитие критического мышления.
- Технология кейс-стадии.
- Игровые методы.
- Технологии рефлексивных сессий.
- Технологии модерации.
- Вопросно-ответные технологии.
Наиболее значимой и актуальной для тьютора технологией является вопросно-ответная. Вообще, вопрос – это важное средство в арсенале любого тьютора. От умения с ним работать зависит успешность всей его деятельности.
Тьюторские технологии ориентированы на использование таких средств и методов в процессе сопровождения учащегося, которые помогут усилить его индивидуальные возможности за счет внешних общественных сил. Тьютор выступает, в данном случае, как посредник между своим подопечным и окружающим его социальным пространством.
Современное общество, его информатизация позволяют создать технологии, способствующие повышению качества образования, а также составляющие подспорье педагога-тьютора в ведении своей деятельности. к там технологиям можно отнести следующие:
- Технология «горизонты» - организация процесса обучения, ориентированного на предварительное видение учащимся модели своего будущего развития и профессионального роста, обучение, основанное на целеполагании, а также развитие у учащихся навыков использования своих положительных качеств и сильных сторон в достижении, поставленных ими целей и задач образования.
- Технология «зеркала» - организация обучения, базирующегося на рефлексии и мониторинге, проведении открытого анализирования и аутентичного оценивания своей образовательной деятельности.
- Технология «бумеранг» - организация процесса обучения с применение методов соотношения поставленных целей и достигнутых результатов.
- Технология «вызовы» - развитие у учащихся умений находить решения в ситуациях неопределенности, умения преодолевать трудности, определять зону ближайшего развития и работать в ее пределах.
- Технология «рефлексия» - выбор и предварительный мониторинг методов построения индивидуальных программ обучения, прогнозирование перспектив их практической реализации.