Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тьюторство в образовании

Понятие и специфика тьюторской профессии

Определение 1

Тьютерство – это способ организации процесса обучения, проявляющийся в особым образом организованном проведении учебных занятий, ориентированных на личностное развитие учащихся и выступлении педагога в роли сопровождающего учебного процесса, а учащегося в роли его подопечного.

Педагог в этом случае, является движущей силой процесса образования и выполняет роль тьютора.

Определение 2

Тьютор – это педагог-наставник, выполняющий роль сопровождающего в учебном процессе, направляющего учащихся в выборе программ обучения, целей и задач своего образования, исходя из специфики личностного развития, способностей, потребностей и интересов.

Тьютерство в образовательном процессе возникает в том случае, когда система образования переходит на дифференцированное обучение, опираясь на индивидуальный и личностно-ориентированный подход. Оно может развиваться в общеобразовательных учебных заведениях, дошкольном образовании, дополнительном образовании, системы подготовки и переподготовки кадров.

Тьютерство в образовании является особой разновидностью гуманитарного педагогического сопровождения. Оно заключается в том, что педагог создает все условия, которые необходимы учащемуся для его продуктивного обучения, выполнения действий по установленным социальным и культурным нормам.

Тьютерство реализуется в том случае, когда учащийся совершает конкретные пробные действия в учебном процессе т.е. стремиться реализовать ее самостоятельно, итоги которых анализируются и оцениваются педагогом-тьютором. Далее происходит корректировка этих действий, в случае наличия недостатков, либо избираются новые способы и метода развития в конкретном направлении, в случае успеха и необходимости дальнейшего развития своих способностей.

«Тьюторство в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тьютерство в образовании относится к новым методикам организации учебно-воспитательного процесса. Его специфическими чертами являются следующие:

  1. В основе тьютерства заложен принцип индивидуализации обучения. Он предполагает выбор определенных методов и средств обучения. Педагог-тьютор создает для учащегося индивидуальную программу обучения, реализация которой мониторируется и оценивается для корректировки;
  2. Ключевым понятием тьютерского образования, на основе которого реализуется его технология, является исключительность человеческой личности и ее социального и профессионального предназначения;
  3. Организация учебного процесса базируется на интересах и целях учащихся;
  4. Тьютер проводит работу с познавательной заинтересованностью учащихся, ведет сопровождение индивидуальной разработки и практической реализации образовательных программ;
  5. Тьютор реализует компенсаторную деятельность в ходе обучения т.е. н помогает преодолеть трудности с успеваемостью, построить процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал способностям и возможностям каждого учащегося;
  6. Ориентация деятельности тьютора на решение проблем раскрытия потенциала личности просветительными методами и средствами: ориентация на создание условий для развития познавательной заинтересованности учащегося, стремления заниматься экспериментаторской и исследовательской деятельностью;
  7. Тьюторство направлено на достижение определенного результата в ходе его реализации. учащийся сопровождается в ходе всего периода обучения и достигает культурного, профессионального, личностного самоопределения и развития;
  8. Тьютор способствует ведению открытого образования и помогает развивать самообразование в образовательной сфере;
  9. Тьютор выполняет роль посредника в обучении, занимая позицию между педагогом и учащимся.

Технологии тюьторского сопрвождения

Технологии, применяемые тьютором в ходе своей профессиональной деятельности, ориентированы на оказание помощи своему подопечному в инициировании конкретной деятельности, организации действий с личными потребностями подопечных и учета его индивидуальных особенностей развития. В данном случае, наиболее подходящими технологиями являются те, которые базируются на принципах создания открытого образовательного пространства. К ним относятся:

  • Технологии проектирования.
  • Технология портфолио.
  • Проведение дебатов.
  • Экспериментальная работа.
  • Создание творческих мастерских.
  • Развитие критического мышления.
  • Технология кейс-стадии.
  • Игровые методы.
  • Технологии рефлексивных сессий.
  • Технологии модерации.
  • Вопросно-ответные технологии.

Наиболее значимой и актуальной для тьютора технологией является вопросно-ответная. Вообще, вопрос – это важное средство в арсенале любого тьютора. От умения с ним работать зависит успешность всей его деятельности.

Тьюторские технологии ориентированы на использование таких средств и методов в процессе сопровождения учащегося, которые помогут усилить его индивидуальные возможности за счет внешних общественных сил. Тьютор выступает, в данном случае, как посредник между своим подопечным и окружающим его социальным пространством.

Современное общество, его информатизация позволяют создать технологии, способствующие повышению качества образования, а также составляющие подспорье педагога-тьютора в ведении своей деятельности. к там технологиям можно отнести следующие:

  1. Технология «горизонты» - организация процесса обучения, ориентированного на предварительное видение учащимся модели своего будущего развития и профессионального роста, обучение, основанное на целеполагании, а также развитие у учащихся навыков использования своих положительных качеств и сильных сторон в достижении, поставленных ими целей и задач образования.
  2. Технология «зеркала» - организация обучения, базирующегося на рефлексии и мониторинге, проведении открытого анализирования и аутентичного оценивания своей образовательной деятельности.
  3. Технология «бумеранг» - организация процесса обучения с применение методов соотношения поставленных целей и достигнутых результатов.
  4. Технология «вызовы» - развитие у учащихся умений находить решения в ситуациях неопределенности, умения преодолевать трудности, определять зону ближайшего развития и работать в ее пределах.
  5. Технология «рефлексия» - выбор и предварительный мониторинг методов построения индивидуальных программ обучения, прогнозирование перспектив их практической реализации.
Дата последнего обновления статьи: 21.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot