Методы обучения – это процесс взаимодействия между педагогом и учащимися, направленный на передачу и усвоение знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения.
Требования к методам обучения
В настоящее время к методам обучения предъявляются два основных требования:
- Методы обучения должны способствовать активизации деятельности учащихся по усвоению знаний и умений.
- Методы обучения должна обеспечивать учащимся понимание того учебного материала, который они изучают и усваивают.
Данные требования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это объясняется тем, что учащиеся не могут быть активными в процессе усвоения учебного материала, если они его не понимают, в то же время они не смогут его понять на должном уровне, если не будут активно включаться в процесс обучения.
Указанные требования имеют большое значение не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, развитии познавательных способностей учащихся.
Характеристика требований к методам обучения
Первое требование к методам обучения выходит из объективного закона обучения: «обучение требует от учащихся безусловной активности в познавательной деятельности во время урока».
Суть этого закона состоит в том, что степень и характер активности учащихся может быть различным, но в том случае если учащиеся пассивны, то процесс обучения не состоится вовсе. Так как никто не сможет «вложить» ученикам знания в голову без их желания и активного участия в этом процессе. Получение и усвоение знаний – это всегда результат их собственной познавательной деятельности, которая может быть управляемая в некоторой степени педагогом.
Таким образом, процесс обучения – это система взаимодействия педагога и учащихся, где педагогу принадлежит руководящая роль, однако результат обучения зависит от активной деятельности учащихся.
Второе требование имеет большое значение для усвоения учебного материала, крепости его запоминания и последующего формирования умения использовать полученные знания в практической и повседневной деятельности. Обеспечение глубокого понимания учебного материла, так же оказывает положительное влияние на воспитание учащихся и развитие у них познавательных способностей.
Понимание учебного материала – это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразнее начинать с усвоение основных понятий по теме учебного занятия, постепенно переходя на изучение наиболее важных и существенных сторон изучаемого предмета или явления. Когда учащиеся способны выявить и указать основные черты и характеристики изучаемого предмета или явления, а также способны отделить основное от второстепенного, то педагог переходит к созданию условий для глубокого понимания учебного материала.
Условиями для глубокого понимания учебного материала являются задания, направленные на выявление и последующее усвоение глубинных связей между факторами и положениями, которые чаще всего не очень ярко выражены и не могут быть вскрыты для усвоения при первом знакомстве с учебным материалом.
Правила выборов методов обучения
В настоящее время на основании изучения педагогической практики и обобщения педагогического опыта, были разработаны правила отбора методов обучения. Выбор методов обучения зависит:
- От поставленной общей образовательной цели, которая включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся.
- От основных установок современной дидактики.
- От особенностей преподавания (содержание, методы, средства и т.д.) конкретной учебной дисциплины, темы или раздела.
- От методических особенностей преподавания каждой учебной дисциплины, которые определяются специфическими требованиями к отбору методов и средств обучения.
- От поставленной педагогом цели учебного занятия, задач по ее достижению, а также содержанию и наполнению данного урока.
- От количества времени, отведенного учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы.
- От возрастных, физических и психологических возможностей учащихся, а также их индивидуальных особенностей.
- От исходного уровня подготовленности учащихся, который включает в себя такие критерии как образованность, воспитанность и общее развитие.
- От материальной, технической и методической оснащенности учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядностей, оборудования и т.д.).
- От уровня профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методических умений и навыков, а также ряда личностных характеристик.
Опора на указанные правила отбора методов обучения гарантирует организацию эффективного образовательного процесса.
Последовательность выбора методов обучения
Выбор методов обучения осуществляется педагогом не только с учетом правил, но в конкретной последовательности, соблюдение которой необходимо для того, чтобы все методы «работали» успешно.
Последовательность выбора методов обучения:
- выбор словесных методов, осуществляется в соответствии с темой учебного занятия и поставленной целью;
- выбор наглядных и практических методов, на основании подобранных словесных, которые они должны сопровождать и усиливать;
- выбор поисковых и репродуктивных методов, на основании методов, подобранных ранее;
- выбор методов управления самостоятельной работой учащихся, направленных на формирование навыков самоконтроля и самодисциплины.
Данная последовательность направлена на подбор методов таким образом, что вначале педагог знакомит учащихся с новыми знаниями, посредством словесных методов, воздействие которых усиливается затем наглядностями, проектами, исследованиями и т.д. После для усвоения и закрепления новых знаний организуется поисковая деятельность. Итогом всего занятия является рефлексия – оценка собственных знаний, своей деятельности во время урока.
Таким образом, от правильности выбора методов обучения зависит эффективности подачи учебного материала и его усвоение учащимися.