Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследовательский метод в обучении

Определение 1

Исследовательский метод – это прием, посредством которого организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач.

Применение исследовательского метода в обучении началось около двух столетий назад. Он рассматривался в качестве методики организации процесса преподавания и базировался на самостоятельном процессе наблюдения за реально существующими процессами и явлениями окружающего мира и формулировке логически обоснованных выводов на основе наблюдения. Первоначально, такой метод не использовался в обучении всем дисциплинам. В основном его применяли на уроках, где изучались естественно-научные процессы и явления. Например, химии и биологии.

Сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе

Исследовательский метод основывается на поэтапном логическом мышлении. Предполагается, что процесс исследования проходит в несколько стадий:

  1. Процесс наблюдения за объектами, процесса и явлениями и постановка проблемы.
  2. Предварительные вывода, возможные решения проблем на основе наблюдаемых фактов и событий.
  3. Проведение аналитических мероприятий и исследования, сделанных предположений и выбор одного из них, максимально подходящего для решения, поставленной учебно-воспитательной задачи.
  4. Заключительный этап проверки выбранной гипотезы и ее окончательное утверждение.

Такая структура исследовательского процесса свидетельствует о том, что, посредством применения исследовательского метода в обучении, происходит формирование умозаключений, сделанных от определенных фактов, которые были самостоятельно рассмотрены и исследованы учащимися.

Исследовательский метод предполагает обширную педагогическую работу, направленную на ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы с различными фактами, объектами окружающего мира, их изучение и обоснование. В задачу учащегося не входит простое наблюдение. Оно должно сопровождаться логическим мыслительным процессом, на основании которого будут сделаны грамотные выводы и разработаны варианты решения, поставленных вопросов и проблем по определенной учебной теме, дисциплине, направлению деятельности.

«Исследовательский метод в обучении » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применение исследовательского метода ориентировано на обдумывающее наблюдение. Дети должны научится запоминать увиденные факты и воплощать их на практике, посредством словесного описания, графической прорисовки, построении схемы или модели. На основании увиденного и зафиксированного, учащиеся делают самостоятельные выводы, что развивает их мыслительную деятельность, формирует запас простых обобщений, развивает навыки построения точного, логически обоснованного знания.

Применение исследовательского метода зависит от конкретной учебной дисциплины. Не возможно применять его по единой схеме для каждого учебного предмета. Естественно, что существуют принципы и правила применения исследовательского метода в обучении, но для каждого направления деятельности он имеет свои нюансы.

Замечание 1

Сущность исследовательского метода заключается в постановке обучающимися проблемного вопроса, который имеет форму исследовательских заданий и требует самостоятельного разрешения на основе применения креативного мышления и творческого подхода.

Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Целевое и функциональное назначение исследовательского метода в обучении

Основным целевым назначением применения исследовательского метода является его сущностное значение т.е. развитие у учащихся навыков определения проблемных моментов и ситуаций, самостоятельной постановки задач обучения и поиска путей их достижения.

Помимо общей целей можно выделить ряд частных, на которые ориентируется использование исследовательского метода в отдельных направлениях учебно-воспитательной работы. К ним относятся следующие цели:

  1. Приобщение учащихся к порядку и процессу формирования нового научного знания.
  2. Изучение и овладение креативными разновидностями познавательной деятельности.
  3. Развитие навыков применения в учебном процесс различных информационных источников: учебной, нормативной, методической литературы, исторического научного опыта, данных статистики, интернет-ресурсов.
  4. Формирование навыков пользования компьютерной техникой и технологиями, программными продуктами.
  5. Формирование способности к выражению своих идей, мыслей, навыков отстаивания своей точки зрения, своих целей и установок.

Применение исследовательского метода в процессе обучения не устраняет ведущую роль педагога в его организации. Педагог занимается подготовкой исследовательского процесса, планирует и прогнозирует прохождение каждой стадии этой работы. Помимо этого, исследовательская методика требует от педагога глубокого знания предметной области изучения и регулярного повышения своей квалификации. Необходимо интересоваться научными новостями, развивать свои познания в области применения нестандартных научных методик, уметь применять рационализаторский подход в работе, находить новаторские решения педагогических задач и передавать свои знания учащимся.

Кроме того, педагог приобщает учащихся к постановке целей исследования, выработке задач, знакомит с правилами выбора оборудования, которое будет использовано в ходе исследования, правилами его использования и порядком экспериментальных действий.

Функциональное значение исследовательского метода заключается в том, что он:

  1. Способствует воспитанию познавательной активности учащихся;
  2. Развивает стремление к процессу обучения, раскрытию своих творческих задатков;
  3. Формирует положительное отношение к учебно-познавательной деятельности;
  4. Развивает у учащихся обширные и глубокие знания в различных научных направлениях и позволяет находить пути их действенного практического применения;
  5. Активизирует мыслительную работу и развивает интеллектуальные навыки учащихся;
  6. Способствует освоению учащимися методов научного познания;
  7. Формирует навыки самостоятельности в познавательной сфере деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot