Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика методов обучения по характеру дидактических целей и решению познавательных задач

Определение 1

Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения.

Общая характеристика и сущность методов обучения

Замечание 1

Методы обучения, по своей природе, являются сложными и многоаспектными явлениями. Исходя из данных аспектов, методы обучения принято классифицировать по группам, в соответствии с их характерными признаками.

По мнению исследователей в области педагогики, ведущими критериями классификации методов обучения являются:

  • дидактическая цель обучения;
  • источники знаний;
  • логика усвоение учебного материала;
  • уровень знаний и умений учащихся.

Так как процесс обучения является динамическим, то невозможно отдать предпочтение одному какому-то конкретному критерию, их можно только учитывать в общей совокупности.

Проблема систематизации методов обучения решается не только путем создания общей классификации, но и через обоснование ряда классификаций, отражающих цели, задачи и содержание педагогического процесса.

В настоящее время педагоги-практики осуществляют универсализацию отдельных групп методов обучения без учета их взаимосвязи и взаимозависимости, что является большой ошибкой и отрицательно сказывается на выборе методов обучения при организации педагогического процесса. Именно поэтому каждый будущий педагог должен понимать целостность подхода к классификации методов обучения.

Замечание 2

Таким образом, в настоящее время в дидактике нет единой и универсальной классификации методов обучения. Это связано с их особенной природой и многофункциональностью. Педагогами чаще всего используются классификации на основании объединения методов в группы, в зависимости от определенных критериев. Наибольшее распространение имеют классификации на основании характера дидактических целей и решения познавательных задач.

«Характеристика методов обучения по характеру дидактических целей и решению познавательных задач» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика методов обучения по характеру дидактических целей

В зависимости от характера дидактических целей выделяют две основные группы методов обучения:

  1. Методы, направленные на обеспечение первичного усвоения учебной информации:

    • Информационно-развивающие методы – представлены методами устного изложения учебного материала: рассказ, лекция, беседа и т.п.
    • Эвристические методы – метод эвристической беседы, диспуты, лабораторные работы и т.п.
    • Исследовательские методы – методы, основанные на проведении исследовательской работы, по заданной проблемной ситуации или вопросу, подразумевающей самостоятельную работу учащегося по поиску и усвоению нового учебного материала (наблюдение, систематизация, самостоятельная работа с учебной литературой, генерация идей и т.п.).
  2. Методы, направленные на обеспечение совершенствования и закрепления полученных знаний и умений:

    • Выполнение различного рода упражнений: по образцу, вариативных, пробных, тренировочных и т.д.
    • Разнообразные практические работы, цель которых научиться принять полученных знания на практике.
Замечание 3

Таким образом, методы обучения по характеру дидактических целей, делятся на две основные группы: направленные на усвоение новых знаний и направленные на закрепление и расширение имеющихся знаний.

Характеристика методов обучения по решению познавательных задач

В соответствии с характером решаемых познавательных задач, методы обучения принято подразделять на следующие методы.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – представляет собой процесс передачи учащимся уже готовой учебной информации, форму и вид подачи педагог выбирает самостоятельно.

Учебную информацию педагог представляет перед учениками в устной, печатной, наглядной формах или в виде практического показа. В данном случае познавательная деятельность учащихся направлена на запоминание готовых знаний. Необходимо отметить, что запоминание может быть и неосознанным. Отрицательным моментом этого метода обучения является то, что от учащихся не требуется высокой мыслительной активности.

Репродуктивный метод обучения – педагог преподносит учащимся учебные знания в готовом виде, а задача учащихся не только их усвоить, но и воспроизвести в определенном виде деятельности по заданию педагога.

Основным преимуществом данного метода, как и рассмотренного выше, является их экономичность. Экономичность заключается в том, что педагог за короткое время имеет возможность ознакомить учащихся с достаточным объемом знаний и умений. Прочность переданных знаний гарантируется их многократным повторением.

Отрицательной стороной этого метода является то, что он не требует от учащихся умственных усилий и соответственно не оказывает влияние на развитие у них творческих способностей.

Метод проблемного изложения – является переходным методом от исполнительской деятельности учащихся к творческой.

Суть данного метода состоит в том, что педагог ставить перед учащимися определенную проблемную задачу и сам ее решает. Задача учащихся следить за ходом и логикой решения, усвоение этапов прохождения. Несмотря на то, что учащиеся всего лишь наблюдают за процессом со стороны, они учатся решению сложных проблемных заданий, учатся размышлять, логически находить дальнейшие пути и т.д.

Частично-поисковый метод обучения – данный метод предусматривает решение учащимися проблемной задачи, но не всей, а лишь ее отдельных этапов. Педагог привлекает учащихся к решению проблемной ситуации, часть ее он решает самостоятельно, показывая учащимся алгоритм и логику решения, а часть они решают самостоятельно, опираясь на показанное педагогом.

Исследовательский метод обучения – направлены на творческий поиск решения проблемной ситуации, в процессе решения которой учащиеся самостоятельно осуществляют поиск и усвоение новой учебной информации.

Исследовательский метод используют для обобщения имеющихся знаний, их расширения и углубления, а также с целью формирования навыков самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоение, то есть навыков самообразования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot