Педагогические технологии обучения
Технология обучения – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые дают возможность успешно реализовывать поставленные цели образования.
Технологии обучения предполагают соответствующее научное проектирование, при котором цели задают однозначно и сохранена возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутого результата.
Технология обучения включает несколько взаимосвязанных частей:
- предписания способов деятельности, то есть дидактические процессы;
- условия, в которых может быть воплощена эта деятельность;
- средства осуществления этой деятельности.
Наиболее сложными в технологии обучения являются вопросы, касающиеся описания личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может быть использована избранная концепция структуры личности, но сами качества должны быть интерпретированы в диагностических понятиях.
Методика диагностического описания личностного опыта и ее интеллектуальные качества представлены определенной совокупностью параметров и критериально-ориентированными тестами, связанными с ними, направленными на степень достижения учениками диагностично поставленных целей обучения.
Обозначенная совокупность состоит из параметров, характеризующих содержание обучения и качество его освоения. На выбор технологии обучения влияют особенности дидактических задач, и они подчиняются всем правилам принятия оптимальных решений.
Чтобы выбрать способ деятельности в технологии обучения применяют алгоритмы функционирования и управления.
Реализация педагогических технологий
Построение алгоритма функционирования, то есть правил познавательной деятельности учеников, базируется на психологической теории усвоения знаний, принятых технологий обучения. Чтобы выстроить управляемый дидактический процесс, методисты разработали схему алгоритма функционирования.
Она включает несколько ступеней обучения:
- ориентировка – формирование представлений, касающихся целей и задач усвоения предмета, а также осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приемов обучения;
- исполнение – изучение отдельных тем внутри курса, межпредметных связей и пр.;
- контроль и корректирование.
Алгоритм управления – это система правил мониторинга, контроля и коррекции познавательной деятельности учеников для достижения поставленной цели.
Для достижения конкретной цели обучения используют определенный алгоритм управления. Выбирая способ управления дидактическим процессом, решают вопрос, касающийся оптимальности для соответствующих целей технологий обучения.
Учебно-воспитательный процесс организован различными технологическими подходами:
- тесты на измерение умственных способностей;
- ряд наглядных пособий и схем для получения и отработки навыков;
- организационные структуры формирования самоуправления, соревнования, единые требования по самообслуживанию.
Предмет педагогической технологии – конкретное взаимодействие учителя с учащимися в любой сфере деятельности.
Задачами технологии обучения выступают:
- отрабатывать и закреплять знания, умения и навыки в любой сфере деятельности;
- формировать, отрабатывать и закреплять социально ценные формы и привычки поведения;
- пробуждать у учеников интерес к умственным занятиям, развивать способности к интеллектуальному труду и мыслительной деятельности, осмысливать факты и закономерности науки;
- обучать действиям с технологическими инструментами;
- развивать самостоятельное планирование, систематизировать свою учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычку четко следовать требованиям технологических дисциплин при организации учебных занятий и общественно полезного труда.
Педагогической технологии обучения свойственны следующие особенности:
- разные педагогические цепочки имеют разный воспитательный потенциал. Одни подавляют творческую инициативу через жесткие требования к последовательности основных элементов программы, а другими создается благоприятная почва для развития активной сознательной мыслительной работы;
- способность подвергать содержание обучения и воспитания кодированию, при этом без утраты своих воспитательно-обучающих возможностей;
- творческое преломление педагогической технологии через личность педагога и учащихся;
- каждое технологическое звено, система, цепочка, прием должны определять целесообразное место в педагогической деятельности. Ни одна технология не может заменить живое человеческое общение;
- педагогическая технология тесно связана с психологией. Любое технологическое звено будет эффективнее, если у него будет психологическое обоснование и ряд практических выходов. Наиболее яркое восприятие учебного материала возможно благодаря наглядным технологическим средствам.
Общая цель всех технологий – достичь гарантированных результатов обучения, повторять их и воспроизводить. При этом каждая технология обладает своими специфическими целями.
Например, цель адаптивной технологии – обучать приемам самостоятельной работы, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, развивать и совершенствовать умения самостоятельной работы, добычи знаний, а на этой основе формировать интеллект ученика.
Цель интегральной технологи – стимулировать учебный интерес, развивать умственные способности, обогащать интегрированными знаниями старшеклассников.
Цель технологии полного усвоения знаний – научить детей добиваться довольно высоких результатов в процессе усвоения и применения знаний и умений.
Цель технологии проблемного обучения – стимулировать интеллектуальную активность учеников, развивать процесс мышления, индивидуальные особенности ума, формировать внутренние мотивы учения, способы умственной деятельности учеников и их творческие способности.