Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства дистанционного обучения

Классификация средств обучения в вузе

Замечание 1

Средства обучения, или дидактические средства – это элементы учебной среды, используемые для построения учебно-воспитательного процесса и плодотворного взаимодействия с обучаемыми. В более узком значении средства обучения – это материальные объекты, которые предназначены для реализации педагогического процесса, а также отдельные виды деятельности (игровая, учебная и др.).

Для классификации средств обучения используют следующие подходы:

  1. В зависимости от возможностей заменять средствами обучения действия преподавателя и автоматизировать действия обучающихся: простые и сложные средства обучения. Простые средства обучения: словесные (текстовые, учебники и учебные пособия), визуальные средства (модели, реальные предметы, картины, схемы, таблицы, диаграммы и т.д.). Сложные средства обучения: механические приборы (микроскоп, диаскоп, кодоскоп и пр.); аудиальные средства (радио, магнитофон, проигрыватель); аудиовизуальные средства (видеомагнитофон, телевизор, кинопроектор); средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, лингвистические кабинеты, телекоммуникационные сети, информационные системы).
  2. В зависимости от того, какой объект представляет собой средство обучения – материальное или идеальное: средства - источники информации; средства – инструменты освоения учебного материала. К средствам обучения относятся материальные и материализованные объекты и процессы, выполняющие роль источников информации и инструментами для усвоения содержания данной информации обучающимися. Материальные средства: учебные пособия, учебники, книги-первоисточники, дидактические материалы, модели, педагогические тесты, лабораторное оборудование и технические средства. Идеальные средства: знаковые системы (устная речь, или язык, письменная речь, или письмо, система условных обозначений разных дисциплин (математический аппарат, нотная грамота и др.), координирующая и организующая деятельность преподавателя, а также уровень его внутренней культуры и квалификации; формы и методы организации учебной деятельности; система обучения в целом, система общевузовских требований, существующая в конкретном образовательном учреждении.
Замечание 2

Обучение студентов будет эффективным только если материальные и идеальные средства обучения используются комплексно, взаимно дополняя друг друга.

Дидактический материал или какое-либо отдельное устройство не могут выступать сами по себе или в качестве технического средства обучения, средством обучения они становятся только вследствие их соединения. Для повышения эффективности обучения важен способ применения используемых средств обучения, их интенсификация и активизация.

Технические средства обучения в вузе

Технические средства обучения - совокупность дидактических материалов и технических устройств, которые используются в учебном процессе для повышения эффективности обучения. Технические средства обучения являются одновременно средствами учебной деятельности как обучающегося, так и преподавателя. Проводить границу между средствами обучения учащегося и средствами преподавателя проводить нецелесообразно, так как процесс обучения осуществляется в замкнутой системе.

«Средства дистанционного обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если в основу деления средств обучения положить чувственные модальности, обеспечивающие восприятие внешних сигналов, можно выделить следующие группы: аудиосредства, визуальные средства, аудиовизуальные средства.

Аудиовизуальные средства часто выделяют в отдельную самостоятельную группу. Иногда аудиосредства и аудиовизуальные средства объединяют в одну группу средств – экранные средства, поскольку основным источником информации выступает изображение, выводимое на экран. Однако в таком случае ведущим рядом чаще всего выступает зрительный ряд, а не слуховой.

Среди всего арсенала учебных средств в обучении студентов широко используется учебное кино. К наиболее распространенным типам учебных фильмов относятся:

  • иллюстративно-просветительские фильмы (для обобщения материала и повышения наглядности);
  • научные фильмы (для наглядного изображения динамики многообразных явлений и процессов, трудно поддающихся словесному описанию);
  • научно-популярные фильмы (для пробуждения интереса к учебному предмету или определенной области науки;
  • учебные фильмы, представляющие процессы в таких объектах, с которыми в аудитории работать нельзя (космические объекты, промышленные установки и т. п.);
  • документальные ленты, учебные фильмы исторического плана, игровые фильмы;
  • спортивные фильмы, учебные фильмы, подготовленные для обучения языкам и т. п.

Компьютерные средства обучения

В вузах широко используются компьютерные средства обучения. К ним относятся следующие группы средств обучения:

  1. Средства для создания ориентировочной основы обучающей деятельности (компьютерные учебные пособия, компьютеризированные и электронные учебники).
  2. Средства, ориентированные на получение обучающимися знаний в конкретной предметной области: экспертные и автоматизированные обучающие системы, автоматизированные системы контроля знаний, компьютерные задачники, компьютерные лабораторные практикумы и компьютерные обучающие программы. Все эти средства используются для автоматизированного обучения студентов, управления познавательной деятельностью и комплексной оценки знаний.
  3. Средства для формирования у студентов необходимых профессиональных умений и навыков в процессе обучения: системы автоматизированного проектирования, которые обеспечивают формирование нужных профессиональных умений и навыков в процессе выполнения заданий по проектированию технических объектов, по дипломному и курсовому проектированию; автоматизированные системы научных исследований, разрабатываемые и используемые в процессе образования для формирования и совершенствования умений и навыков решения задач исследовательского характера; автоматизированные моделирующие системы; компьютерные комплексные и функциональные тренажеры, позволяющие сформировать качества, определяемые профессиональной деятельностью будущих студентов; компьютерные ситуационные и деловые игры, имитирующие практические ситуации.
  4. Средства для одновременного решения нескольких дидактических задач: автоматизированные библиотечные системы, автоматизированные справочные системы, информационно-поисковые системы, информационно-расчетные системы, банки данных и базы знаний, универсальные системы управления базами данных, обеспечивающие возможность работы с учебными и профессиональными базами данных; математические пакеты, электронные таблицы, средства мультимедиа, позволяющие разрешить значительную долю прикладных учебных задач.
Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot