Урок как основная форма обучения. Особенности нетрадиционных уроков
Данная форма обучения имеет ряд особенностей:
- урок – часть учебного процесса;
- на уроке решают поставленные учебно-воспитательные задачи;
- каждый урок включают в расписание и регламентируют по времени и объему учебного материала;
- урок, в отличие от других форм обучения – постоянная форма, обеспечивающая систематическое усвоение учениками знаний, умений и навыков;
- посещать уроки обязательно должны все ученики, так как они изучают систему знаний, разделенных на уроки, в определенной логической последовательности;
- урок – гибкая форма организации обучения, позволяющая пользоваться различными методами, организовывая фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учеников;
- совместная деятельность учителя и учеников, а также общение внутри большой постоянной группы учеников, то есть класса, дает возможность сплотить детский коллектив;
- способствует формированию познавательных личностных качеств, таких как активность, самостоятельность, интерес к знаниям, а также умственному развитию учеников.
В дидактике принято выделять несколько типов уроков:
- усвоение новых знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний, умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний;
- проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок.
Каждому типу урока характерна своя структура, то есть этапы и элементы, последовательность – то в каком порядке они идут на уроке. Время и место для каждого структурного элемента урока зависят от построения урока. Структурой урока должно быть обеспечено успешное решение поставленных в начале учебно-воспитательных задач, активизация познавательной деятельности детей, соответствие характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует педагог.
Практически все типы уроков имеют следующие структурные элементы: вводную часть, проверку выполнения домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, получение задания на дом, конец урока.
Нетрадиционные уроки, как правило, проводят после изучение какой-либо темы или нескольких тем, в качестве обучающего контроля. Такого рода смена привычной обстановки необходима, так как этим создается праздничная атмосфера в ходе подведения итогов проделанной работы, снимая психическое напряжение, возникшее в традиционных условиях в связи со страхом ошибиться. Нетрадиционные уроки проводят с обязательным участием всем учеников в классе, с применением средств зрительной и слуховой наглядности.
Значение нестандартных уроков
На нестандартных уроках могут быть достигнуты самые разные методические, педагогические и психологические цели, которые могут быть обобщены следующим образом:
- осуществление контроля знаний, навыков и умений учеников по определенной теме;
- обеспечение деловой, рабочей атмосферы, серьезного отношения учащихся к уроку;
- минимальное участие учителя в процессе урока.
В подготовке и проведении нестандартного урока выделяют 3 периода:
- Подготовительный – предполагает активное участие и учеников, и учителя. Если в процессе подготовки к традиционному уроку такая деятельность проявляется только со стороны учителя, именно он занимается написанием плана-конспекта, изготавливает наглядные пособия, раздаточный материал и пр. То в случае подготовки к нестандартному уроку, в значительной степени задействуют и учащихся. Их разделяют на группы, выдают им определенный перечень заданий, которые должны быть выполнены до урока: подготовить сообщения на тему предстоящего урока, составить вопросы, кроссворды, викторину, изготовить требуемый дидактический материал и пр.;
- Собственно урок, который также включает три этапа. Первый этап – предпосылка для формирования и развития мотивационной сферы учеников. Она предполагает постановку проблем, выяснение степени готовности их решать и находить современные пути по достижению целей урока. Выделяют ситуации, участие в которых помогает решать ряд познавательных, развивающих и воспитательных задач. Развитие мотивационной сферы протекает более эффективно, если подготовительный период проведен максимально результативно: качество выполнения учениками предварительных заданий напрямую влияет на интерес детей к предстоящей работе. Учитель во время урока учитывает отношение детей к оригинальной форме урока; степень их готовности, а также индивидуальные особенности возраста и психики детей. Второй этап состоит из сообщения нового материала и формирования знаний учеников в разнообразных нестандартных формах организации их мыслительной деятельности. Третий этап посвящен процессу формирования умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а растворяется в каждом предшествующем этапе;
- Анализ – во время анализа данных уроков следует оценить и итоги обучения, воспитания и развития детей, а также картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учеников, но и в общении учеников между собой, а также отдельных рабочих групп.
Развивающую и воспитывающую функцию нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать через определение следующих целей обучения:
- формировать у учеников стойкий интерес к предмету;
- воспитывать культуру общения и потребность в практическом использовании знаний в разных областях деятельности;
- развивать интеллектуальные и познавательные способности, развивать ценностные ориентации, чувства и эмоции учеников, развивать творчество и фантазию.