Сущность игры, используемой в обучении грамматической стороне речи на уроках немецкого языка в младших классах
Игра – это один из традиционных и признанных методов воспитания, обучения и развития детей.
У детей младшего школьного возраста сохраняется интерес к игре и игровой деятельности, в связи с чем, их довольно часто используют в рамках образовательного процесса. Особенно активно игры внедряются в процесс обучения детей иностранным языкам. Это связано с тем, что игра активизирует познавательные процессы, способствуя развитию памяти, мышления, внимания и творческих способностей. Игра во время урока помогает снять усталость, снять психологический и языковой барьер.
Как показывает практика, использование игр на уроках по обучению немецкому языку в начальных классах, гарантирует высокий результат, повышает у детей интерес к изучению немецкого языка, позволяет концентрировать внимание детей на овладение речевыми навыками и грамматической стороной речи. Это обусловлено тем, что игра создает естественную ситуацию общения между учащимися.
Использование на уроках немецкого языка нестандартных форм и приемов работы с грамматическим материалом способствует лучшему усвоению языкового материала.
Внедрение игр и игровой деятельность на уроках немецкого языка, возможно на любой стадии изучения языка. Игровой элемент может быть использован в любой части урока и не только в качестве средства освоения грамматической стороны речи, но и с целью организации отдыха учащихся. Например, в качестве физкультминутки.
Изменение игровых ситуаций в рамках изучения грамматической стороны немецкого языка создает оптимальные условия для автоматизации запоминания и воспроизводства грамматических и лексических единиц.
Таким образом, использование разнообразных грамматических игр на уроках немецкого языка, способствует формированию и развитию у учащихся знаний грамматического строя языка, а также способствует активизации мыслительной деятельности, направленной на употребление грамматических конструкций в естественных речевых ситуациях общения.
Виды игр и условия их организации в рамках урока немецкого языка
Грамматические игры используются не только с целью усвоения учащимися грамматической стороны немецкого языка, но и для закрепления данных знаний и тренировки грамматических явлений. Педагог организует игру так, что в ней создается ситуация, требующая от учащихся общения.
К грамматическим играм относят:
- игры-загадки;
- игры- пантомимы;
- игры по цепочке;
- настольные игры;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- игры домино;
- игры с карточками.
Для того, чтобы используемые педагогом игры были эффективны и гарантировали получение высокого результата по усвоению грамматической стороны речи, необходимо соблюдать ряд условий.
Условия организации грамматических игр на уроках немецкого языка:
- Правильный подбор участников игры (их должно быть оптимальное количество для успешной игры, не больше и не меньше, чем это установлено логикой и правилами игры).
- Учет психологических особенностей учащихся, их интеллектуальных и языковых возможностей.
- Правильный подбор необходимо для игры грамматического материала.
- Соответствие игры и используемого методического материала теме учебного занятия.
- Сочетание игр с иными компонентами учебно-методического комплекса (наглядности, презентации, иллюстрации, аудиосопровождение и т.д.).
- Определение оптимальной и корректной формы исправления ошибок.
- Объяснение правил, условий и сопровождение игры на немецком языке.
- В качестве ведущего или организатора игры не всегда должен выступать только педагог, необходимо привлекать для этой цели и других учащихся, желательно тех, кто хорошо владеет немецким языком.
Роль и функции игры, используемой в обучении грамматической стороне речи на уроках немецкого языка в младших классах
Организованная образовательная деятельность по изучению немецкого языка вызывает у детей начальных классов напряжение эмоций, требует от них постоянных умственных усилий. Все это предполагает наличие у ребенка умения принимать быстро решения и мгновенно реагировать. Такого плана работа приводит к быстрому утомлению и снижению концентрации внимания. Кроме того, у детей снижается интерес к изучению иностранного языка.
Игры играют большую роль в обучении детей начальной школы немецкому языку, а особенно, в овладении ими грамматической стороной речи, так как игра снижает общее напряжение, устанавливает благоприятный эмоциональный контакт между всеми участниками учебного процесса.
Однако необходимо помнить, что игра – это средство обучения, и она ни в коем случае не должна заменять собой учебный процесс и становиться самоцелью.
Использование игр в обучении детей младших классов грамматической стороне речи на уроках немецкого языка, должно учитывать особенности учебного процесса в начальной школе, а именно отсутствии у младших школьников необходимых общешкольных учебных умений и навыков. В связи с чем, основной упор следует делать на запоминании учебного материала посредством организации игровых ситуаций.
Игра в обучении грамматической стороне речи у детей младших классов на уроках немецкого языка выполняет ряд функций:
- Мотивационно-побудительная функция – стимулирует и мотивирует младших школьников на изучение иностранного языка.
- Обучающая функция - предполагает овладение учащимися знаний, а также формирование и последующее развитие у них навыков по овладению иностранным и использование его в ситуациях общения.
- Воспитательная функция – используемая игра оказывает на личность учащегося определенное воспитательное воздействие, она расширяет его кругозор, развивает мышление и воображение, способствует развитию творческой активности и т.д.
- Ориентирующая функция – направление на овладение учащимися навыков нахождения выхода из каждой конкретной ситуации, предполагающей наличие у него определенных коммуникативных навыков и умение их использовать.
- Компенсаторная функция - игра компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям, близким к реальной жизни.