Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческая деятельность и творческие способности младших школьников с точки зрения педагогики и психологии

Определение 1

Творчество – это тип деятельности, результат которой – получение новых материальных и духовных ценностей, иными словами, это вид высшей формы психической активности и самостоятельности, возможность создать что-то новое и оригинальное.

В соответствии с идеей креативности Торренса, творческими способностями называют способности обостренно воспринимать недостатки и пробелы в знаниях и дисгармонию. Структура творческой деятельности содержит следующие пункты:

  • восприятие проблемы;
  • поиск решения;
  • возникновение и формулировка гипотез;
  • проверка гипотез;
  • модификация гипотез;
  • нахождение результата.

Для творческой деятельности имеют значение особенности темперамента, способность быстро усваивать новые знания и порождать идеи и пр.

Иными словами, творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какого-либо типа деятельности, но не сводятся только к знаниям, умения и навыкам, уже выработанным у школьников.

Дружинин Д.Н. выделил следующие условия для активации творческой деятельности:

  • предметная активность не регулируется, а точнее отсутствует образец регламентированного поведения;
  • наличие позитивных образцов творческого поведения;
  • гибкость мышления и действий, создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;
  • подкрепление творческого поведения со стороны общества.

Иными словами, творческую деятельность активизирует благоприятная атмосфера, ситуации доброжелательных оценок со стороны учителей, поощрения оригинальных высказываний. Важная роль в этом принадлежит открытым вопросам, побуждающим школьников размышлять, искать разнообразные ответы на одни и те же вопросы учебного плана.

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, творческие способности – это сумма свойств и качеств личности, которые нужны, чтобы успешно осуществлять творческую деятельность, позволяющую в процессе ее выполнения преобразовывать предметы, явления, наглядные, чувственные и мысленные образы, открывая для себя что-то новое, принимая оригинальные и нестандартные решения.

Роль уроков литературного чтения в развитии творческого потенциала младших школьников

Стремление к творчеству характерно школьникам в условиях социально-экономических преобразований. Основная задача педагогов – сформировать творческую активную личность, постоянно думающую, стремящуюся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей – цель работы любого педагога. Творчеством оживляется познавательный процесс, активизируется познающая личность и способствует ее формированию.

Замечание 1

Главное в педагогике творчества – не мешать разворачиваться творчеству, так как способность и готовность творить превращается в черту личности человека – креативность.

Учение для младшего школьника – значимый тип деятельности. Происходит смена интересов, ценностей ребенка, всего уклада его жизни.

Чтение тоже является творческим актом: субъективное и индивидуальное восприятие прочитанного и осознание посредством него себя в качестве полноценной личности. Чтение, как и любое творчество – эмоциональная деятельность, которая базируется на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своем воображении.

Иными словами, на уроках литературного чтения решаются эмоциональные, творческие задачи, а также проблемы литературного и читательского развития ребенка и его нравственно-эстетического воспитания.

Развитие творческих способностей – сложный и долгий процесс, начинающийся с первых шагов ознакомления учеников начальных классов с настоящей литературой на уроках литературного чтения и на уроках обучения грамоте.

Знакомясь с каждой новой буквой, дети должны иметь возможность выбрать для себя наиболее интересное задание:

  • изготовить макет буквы из цветной бумаги, природного материала или пластилина;
  • нарисовать букву;
  • сочинить стихотворение о букве;
  • подобрать скороговорку, чистоговорку и пр.

Такие задания предусматривают работу по учебнику, а также по рабочим тетрадям. В рабочих тетрадях могут выполняться следующие виды творческих заданий:

  • подобрать синонимы, определения к словам;
  • объяснить смысл выражения;
  • выбрать строки из произведения и нарисовать к ним иллюстрацию;
  • написать сочинение-миниатюру по свежеполученным литературным или жизненным впечатлениям;
  • придумать продолжение произведения;
  • составить план, сделать вывод и пр.

Богданова О.Ю. высказывала мнение, что разнообразные творческие и развивающие задания дают возможность учащимся погружаться в текст и, вчитавшись в него, познать особенности художественного слова, обогатить речь и лексику, развить креативность мышления.

Особая роль в развитии креативных способностей отведена урокам творчества и проектной деятельности, в которой дети в могут полноценно проявить всю глубину своего скрытого творческого потенциала.

Иными словами, организовывая уроки литературного чтения необходимо стремиться к гармоничному сочетанию учебной деятельности, которая будет выступать основанием для формирования базовых знаний, умений и навыков, и творческой деятельности учащихся, которая обычно связана с развитием индивидуальных способностей. То есть, учителю необходимо решать следующие две задачи:

  • заметить малейшие творческие проявления;
  • создать почву развития творческих способностей.

В работе учителя должны присутствовать три этапа:

  • подготовительный, состоящий из элементов творчества и простой исполнительской деятельности;
  • исследовательский;
  • самовыражение посредством различных видов деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot