Понятие педагогической рефлексии
Рефлексия – это процесс самопознания и самоанализа субъектом собственного поведения, сознания, внутренних состояний и психических актов, опыта и личностных структур.
Рефлексия в педагогику активно вошла в последнее десятилетие. Чаще всего ее рассматривают исходя из следующих посылов:
- Основой педагогического процесса является развитие
- Главное назначение педагогического процесса – создание условий для развития и саморазвития всех его участников
Сущность развития, в рамках педагогического процесса, представляется как последовательные и поступательные изменения качественных характеристик личности.
Развитие, по своей природе, является внутренним процессом, и судить о его изменении может только сам субъект развития, в процессе своей деятельности.
Оценка результативности развития осуществляется субъектом через самонаблюдение, самоанализ, саморазмышление и т.д. Исходя из этого, рефлексия в педагогике определяется как процесс фиксирования участниками педагогического процесса собственного развития и саморазвития.
Сама по себе педагогическая деятельности носит рефлексивный характер. Это проявляется тем, что педагог, организуя учебную деятельность стремиться посмотреть на самого себя со стороны глазами учащихся, представить их внутренний мир, понять точку зрения, почувствовать эмоциональное состояние. Прогнозируя взаимодействие с учащимися, педагог осуществляет оценку этому взаимодействию. При этом педагог является организатором взаимодействия. Проводя педагогическую рефлексию, педагог идентифицирует себя со складывающейся образовательной ситуацией, содержанием взаимодействия с учащимися, коллегами и родителями, а также с разнообразными педагогическими технологиями и моделями деятельности.
Педагогическая рефлексия – это взаимоценка и взаимоотображение субъектов педагогического процесса, осуществляемая путем «проникновения» педагога во внутренний мир учащегося и выявления состояния его развития.
Сущность и структура педагогической рефлексии
Понимание сущности реализации педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. Структура педагогической рефлексии во многом зависит от структуры организованного педагогического процесса и педагогического взаимодействия.
Педагогический процесс подразумевает под собой взаимный обмен информацией и деятельностью между педагогом и учащимися. Исходя из этого, в структуре педагогической рефлексии выделяют следующие компоненты:
- рефлексия деятельности учащегося, организуемая педагогом;
- рефлексия педагогом собственной деятельности;
- рефлексия педагогического взаимодействия участников педагогического процесса, организуемая педагогом;
- рефлексия деятельности учащихся, организуемая непосредственно самими учащимися;
- рефлексия деятельности педагога, организуемая учащимися;
- рефлексия педагогического взаимодействия, организуемая учащимися.
Так как педагогический процесс организуется и реализуется педагогом с целью создания оптимальных и эффективных условий развития учащихся, то все компоненты структуры педагогической рефлексии обусловлены рефлексией учащегося собственной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса. Указанное обстоятельство обуславливает целесообразность рефлексии педагогической деятельности и взаимодействия, организуемых педагогом.
Рефлексия является механизмом снятия проблемы и разрешения конфликтов, поэтому она может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.
Сущность рефлексии заключается в том, что она представляет собой процесс самоанализа педагога. Рефлексирующий педагог нацелен на развитие себя и как личности, и как профессионала.
Осуществляя рефлексию собственной деятельности, он выявляет проблемы и прикладывает усилия, чтобы их минимизировать и устранить. Это достигается путем повышения собственного профессионализма и мастерства. Процесс рефлексирования взаимодействия с учащимися способствует тому, что педагог может посмотреть на себя со стороны, понять свое «Я» и его роль в педагогическом процессе, понять, как его воспринимают учащиеся. Все это способствует тому, что педагог старается изменить свое отношение к детям, то есть можно сказать, что он «растет» как личность.
Таким образом, рефлексия педагога имеет безусловную значимость в организации эффективного педагогического процесса, личностного и профессионального развития педагога.
Помимо рефлексии педагога, большое значение имеет рефлексия учащихся, направленная на познание самих себя и своей деятельности в педагогическом процессе. Не каждый учащийся умеет рефлексировать, в связи с чем, перед педагогом стоит задача обучить учащихся рефлексивной деятельности. Рефлексирующий учащийся способен понять значимость получаемых знаний, осознать собственное развитие.
Для того, чтобы понять способен учащийся к осуществлению рефлексивной деятельности по отношению к самому себе, необходимо выявит у него в структуре рефлексии наличие следующих способностей:
- уяснение учащимся для себя учебного материала и его значимости;
- полноценное владение учащимся эффективными приемами освоения и усвоения учебного материала;
- владение приемами анализа, систематизации и обработки полученной учебной информации;
- умение осуществлять необходимую квалификацию текста: выделять главные факты, конспектирование, тезисное изложение и т.д.;
- владение необходимыми знаниями, предъявляемыми к усвоенному учебному материалу;
- умение самостоятельно составить кейс проверочных заданий, с целью определения у себя уровня усвоения учебного материала.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе – это осуществление самоидентификации участника педагогического взаимодействия, в соответствии со складывающейся ситуацией и условиями.