Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды рефлексии

Сущность рефлексии

Педагогическая деятельность является своеобразной мета-деятельностью, так как включает в себя деятельность учащихся, педагога и родителей. То есть состоит из нескольких элементов, каждый из которых находится в зависимости от других, и в то же время, оказывая на них определенное влияние. Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от взаимопонимания и взаимоотношений между ее участниками. Именно с этими особенностями связан ее рефлексивный характер.

Определение 1

Рефлексия в педагогике – это процесс самопознания и самоанализа субъектами педагогического процесса собственного поведения, деятельности, внутренних психологических и эмоциональных состояний.

Одним из важнейших условий продуктивной работы педагога является осуществление им рефлексии собственных действий, определения своего «Я» в процессе обучения, отношения к себе со стороны коллег, родителей и учащихся. Рефлексирующий педагог постоянно развивается в профессиональном направлении, совершенствует свои знания и навыки.

К рефлексивным процессам относятся следующие процессы:

  • Самоанализ
  • Самопознание
  • Переосмысление
  • Перепроверка
Замечание 1

Сущность рефлексивной деятельности педагога состоит в том, что он, управляя учебным процессом и деятельностью учащихся, смотрит сам на себя со стороны и на свою работу глазами детей.

Он старается понять, как дети воспринимают его работу, формирует их мнение о себе как о педагоге и личности, пытается проникнуть во внутренний мир детей, выявить их установки и отношение к учебному предмету.

Кроме того, рефлексивная деятельность педагога направлена и на самого себя. В процессе взаимодействия с учащимся, педагог становится одним из участников диалога, но при этом он не теряет контроль над своим поведением, ввиду собственного положения. Во время общения педагог смотрит насколько дети активны, каково их отношение к нему как одному из участников общения.

«Виды рефлексии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Таким образом, рефлексия в педагогической деятельности – это многогранный процесс, направленный на осуществление анализа и оценки поведения, действий, чувств и эмоций участников педагогического процесса.

Основные виды рефлексии

В настоящее время выделяют три основных хорошо изученных вида рефлексии в педагогике:

Социально-перцептивная рефлексия.

Сущность данного вида рефлексии состоит в том, что педагог осуществляет перепроверку собственных представления и мнении, которые у него сформировались о б учащихся, в процессе обучения и общения с ними.

В процессе социально-перцептивной рефлексии педагог:

  1. Выдвигает предположения о причинах, мотивах и целях поведения учащихся
  2. Старается предвидеть действия учащихся в конкретных педагогических ситуациях
  3. Раскрывает противоречивость личности учащихся, находит пути их разрешения
  4. Осуществляет анализ изменения личности каждого ребенка в процессе воспитания и обучения
  5. Старается преодолеть противоречия в фактах между сформировавшемся мнении об учащемся и новыми фактами в его поведении

Большое влияние на эффективность социально-перцептивной рефлексии оказывает уровень развития у педагога эмпатии, направленной на определение и эмоциональное познание детей. Эмаптия педагога проявляется в сопереживании и сочувствии педагога к учащимся. В том случае, если эпатийность не развита, либо слабо развита, то рефлексивная деятельность педагога по отношению к учащимся значительно снижается.

Предметом рефлексии педагога по отношению к учащимся в первую очередь является личностные качества детей.

Приемы рефлексии в рамках социально-перцептивного вида:

  • Выявление и выделение причин
  • Осуществление восприятия личности в различных ременных промежутках и возрастных срезах
  • Разработка прогноза дальнейшего развития
  • Высказывание сомнений и анализа полученного результата
  • Выделение возможных проблем в воспитании и обучении

Таким образом, социально-перцептивная рефлексия направлена на осуществление регуляции педагогического общения, в условиях разногласия стратегий обучения и воспитания детей.

Коммуникативная рефлексия.

Коммуникативная рефлексия направлена на осознание субъектом того как его воспринимают другие участники педагогического процесса.

Осуществление коммуникативной рефлексии направлено на оценку себя, собственного «Я», отношения окружающих к нему. Для педагога значимым является установление того как к нему относятся коллеги, учащиеся, родители и администрация учебного заведения. Оценивается не только отношение с профессиональной точки зрения, но и отношение как к личности.

Особенность данного вида рефлексии заключается в том, что он является одним из важнейших компонентов структуры профессионального самосознания педагога своего «рефлексивного Я».

Довольно часто в процессе коммуникативной рефлексии педагог допускает ряд ошибок, таких как переоценка или недооценка мнения учащихся о себе и своих профессиональных умениях.

Адекватность проведения коммуникативной рефлексии оказывает большое влияние на процесс взаимодействия между учащимися и педагогом, а также на стиль педагогической деятельности. В том случае, если рефлексия осуществляется адекватно, то между учениками и педагогом достигается достаточно высокий уровень взаимоотношений, ведущий стиль отношений – демократический. Если же в процессе рефлексии самооценка педагога не совпадает с мнением учащихся, то педагог тяготеет к авторитарному стилю отношений. При пониженной потребности в рефлексии и желании знать мнение учащихся о себе – либеральный или ситуативный стиль отношений.

Личностная рефлексия.

Степень адекватности коммуникативной рефлексии педагогов влияет на формирование их личностной рефлексии, т. е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания. В свою очередь личностная рефлексия как компонент профессионального самопознания, опирающийся на коммуникативную рефлексию, оказывает значительное воздействие на регуляцию педагогической деятельности.

Установлено, что личностная и коммуникативная рефлексия педагога осуществляется с помощью типичных для всех видов рефлексии приёмов.

При этом для коммуникативной рефлексии наиболее частым приёмом рефлексирования является предположение, а для личностной рефлексии - проявлении уверенности, что связано с тем, что при самооценке субъект в большей степени, чем при рассуждении за другое лицо, уверен в правильности своего мнения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot