Педагогическая технология: понятие и значение
Педагогическая технология – это комплекс педагогических и психологических приемов, методов и форм обучения, сформированных определенным образом, посредством применения которых реализуется содержание учебно-воспитательного процесса и достигается его целевое назначение.
Педагогическая технология выступает своеобразной моделью построения педагогического процесса и организации учебно-воспитательной деятельности по планированию, проектированию и разработке оптимальных условий взаимодействия учащихся с педагогом.
Педагогическая технология выступает методикой организации педагогического процесса. Она нацелена на достижение целевого назначения процессов обучения и воспитания, путем применения специальных методологических инструментов.
Педагогическая технология является научным направлением. Она занимается разработкой условий организации оптимального педагогического процесса, опираясь на научные теории и концепции педагогики.
Данная технология включает в свой состав алгоритм протекания учебно-воспитательного процесса, выполнения определенных направлений деятельности, ориентированных на достижение целей и задач образования. Она функционирует и, как научное учение, занимающееся исследованием оптимальных и продуктивных способов обучения и, как существующий в действительности учебно-воспитательный процесс.
Педагогические технологии подразделяются на две основные группы:
- Технология обучения.
- Технология воспитания.
Педагогическая технология реализуется посредством применения педагогической техники, навыков организации педагогического процесса и благодаря наличию конкретной педагогической позиции.
Педагогическая позиция отражает интеллектуальное и эмоциональное отношение педагога к учащемуся, процессу воспитания и образования, текущим реалиям педагогической действительности и организации педагогического процесса. Эта позиция находится во взаимосвязи с мотивацией педагога.
Классификация педагогических технологий
В настоящее время педагогической науке присуще наличие многообразных педагогических технологий. Они подразделяются по множеству признаков. Рассмотрим некоторые из них.
В зависимости от уровня использования, технологии подразделяются на: общепедагогической направленности, частного характера, отраслевые, локальные, модульные и узкой специализации.
Если брать во внимание фактор психического развития, то технологии в педагогике бывают: психогенными, биогенными и социогенными.
В зависимости от особенностей построения и содержания выделяют: технологии обучения, технологии воспитания, технологии определенной профессиональной специализации, общеобразовательные технологии, гуманистические и технократические технологии.
Технологии могут организовываться в самым различных формах. Так, имеются технологии классно-урочного обучения, дифференцированной ориентации, индивидуального и коллективного применения, альтернативного плана.
Подход к учащемуся в процессе обучения, также, определяет выбор той или иной технологии. Технологии могут быть ориентированы на личностное развитие, быть авторитарными или технологиями сотрудничества.
В основе любой технологии лежит конкретный метод деятельности. В некоторых ситуациях технология может базироваться и на нескольких видах деятельности. Исходя из приоритетного метода, лежащего в основе технологии, она может быть: объяснительно-иллюстративной, технологией развивающего обучения, саморазвивающей ориентации, проблемного обучения, информационного спектра действия.
Признаки педагогической технологии
Основными признаками любой педагогической технологии являются:
- Создание технологии базируется на педагогической идее, связанной с методологической и философской теорией разработчика;
- Технология состоит из определенной последовательности действий, которая является строгой и зависит от ее целевого назначения;
- Технология ориентируется на достижение определенного результате в образовательной и воспитательной областях;
- Педагогическая технология может быть реализована в учебно-воспитательном процессе только при тесном взаимодействии педагога и учащихся;
- Эффективность педагогической технологии зависит от соблюдения принципов индивидуализации, дифференциации, лучшего варианта воплощения человеческих способностей и технических возможностей, построения диалоговых связей;
- Все компоненты педагогической технологии должны быть такими, чтобы доступно и легко воспроизводится любым педагогом и отвечать требованиям государственного образца и политики в образовательной сфере;
- Одним из элементов педагогической технологии являются диагностические процедуры, состоящие из параметров, показателей и инструментов оценки результатов деятельности;
- Педагогическая технология находится в неразрывной связи с педагогическим мастерством. Если педагог обладает мастерством, то это ведет к овладению педагогической технологии в совершенстве;
- Условиями успешного применения педагогической технологии являются квалификация педагога, его профессионализм, наличие мастерства, творческих способностей, уровень культуры и интеллектуального развития;
- Проблемным моментом применения педагогической технологии является формирование у педагогов навыков адекватного оценивания и проведения мониторинга показателей своей деятельности, ее итоговых значений, а также навыков оптимального выбора образовательных технологий:
- Педагогическая технология характеризуется четкостью и определенностью в закреплении результатов;
- Технология строится на базе специальных показателей достижения целевого назначения образования;
- Технологии в педагогике характеризуются целостностью и управляемостью;
- Педагогическая технология может быть легко откорректирована, исходя из изменения условий ее реализации, целевого назначения, тенденций общественного развития;
- Технологии в педагогике характеризуются наличием признака визуализации. Это означает, что для их реализации возможно активное применение электронной техники, аудиовизуальной аппаратуры, дидактических средств и инструментария.