Классификация принципов воспитания
Среди всех педагогических принципов воспитания можно выделить три основные группы, определяющие совокупность требований к организации процесса воспитания в образовательном учреждении:
- 1 группа принципов включает комплекс требований к процессу воспитания;
- 2 группа принципов обозначает основные требования к организации воспитательного процесса;
- 3 группа принципов включает требования к взаимодействию воспитателей и воспитанников.
К первой группе принципов относятся:
- принцип природосообразности (взаимосвязь социальных и естественных процессов при котором процесс воспитания должен согласовываться с общими законами развития и природы человека, его половозрастных характеристик);
- принцип культуросообразности (приобщение воспитанников к разным пластам культуры общества, этноса, мирового сообщества, рассматриваются такие составные элементы культуры, как духовная, интеллектуальная, нравственная, бытовая, экономическая, физическая, материальная, сексуальная, политическая);
- принцип центризма (признание приоритета личности относительно государства, общества, социальных институтов; при этом институты воспитания выполняют роль средств развития личности);
- принцип дополнительности образования (воспитание рассматривается как совокупность процессов семейного, общественного, религиозного воспитания).
В профессиональной школе к первой группе принципов относится принцип профессиональной направленности, предполагающий формирование у обучающихся норм профессиональной этики, пути профессионального и личностного самосовершенствования, развитие профессиональной идентичности.
Вторая группа принципов воспитания включает:
- принцип гуманистической ориентации (рассмотрение воспитанника в качестве основной ценности в системе человеческих отношений);
- принцип социальной адекватности (соответствие средств и содержания воспитания социальному окружению, в котором реализуется воспитательный процесс, задачи которого ориентированы на социально-экономические условия);
- принцип индивидуализации (выявление индивидуального пути социального развития воспитанника, определение специальных задач, отвечающих его индивидуальным особенностям, особенностей включения в разные виды деятельности, предоставление возможности для самораскрытия и самореализации, раскрытие потенциалов личности);
- принцип социального закаливания (включение обучающихся в ситуации, требующие волевого усилия для разрешения негативного влияния общества, овладения различными способами этого преодоления, соответствующими индивидуальным особенностям воспитанника, формирования стрессоустойчивости, социального иммунитета, рефлексивной позиции);
- принцип создания воспитывающей среды (организация отношений, способствующих формированию социальности обучающихся, важна роль единства коллектива образовательного учреждения, взаимной ответственности, взаимопомощь, сопереживание всех участвующих в этом процессе, при организации учебно-воспитательного процесса должны доминировать творческие начала).
Третья группа включает следующие принципы:
- принцип развивающей социальной интеракции (организация учебно-воспитательного процесса с учетом закономерностей онтогенеза, активизация собственных ресурсов воспитанников для ответственного и самостоятельного разрешения перспективных и актуальных проблем жизни);
- принцип стимулирования саморазвития (формирование мотивов для самовоспитания и самообразования, целенаправленность и осознанность процесса самосовершенствования, его определение своих потенциалов, обучение способам рефлексии, самопознания, планирования жизненных событий);
- принцип нравственного саморегулирования (педагогическая помощь воспитанникам в реализации нравственной экспертизы событий на базе сформированных поведения и отношений);
- принцип самоактуализации (любое событие должно включать ситуационную доминанту, представляющую актуализированное внутреннее состояние воспитанника);
- принцип эмпатийного взаимодействия (создание определенного социального пространства совместного существования воспитанника и педагога, в результате чего формируются субъективный образ мира и система ценностных ориентаций);
- принцип вариативности (дифференцированное включение воспитанников в социально-педагогические ситуации).
Группы методов воспитания
Методы воспитания - способы взаимодействия воспитанников и педагогов, в процессе которого наблюдаются изменения в развитии качеств личности обучающихся (способы воздействия на волю, сознание, поведение, чувства). Это путь достижения целей и задач воспитания.
Все методы воспитания подразделяются на группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого влияния вызывают отсроченную или немедленную реакцию воспитанника и его действия, ориентированные на самовоспитание и саморазвитие.
Методы косвенного влияния вызывают такую организацию деятельности и ситуацию, в которые включены обучающиеся. В таком случае формируется установка на самообразование и самосовершенствование, на формирование определенной позиции в системе отношений с обществом, педагогами, друзьями.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: используются для формирования понятий, взглядов, установок применяются методы убеждения. Убеждение подразумевает доказательство какого-либо понятия, оценки происходящего, нравственной позиции.
Методы воздействия на мотивационную сферу подразумевают стимулирование, определенные методы, основанные на формировании у воспитанников осознанных побуждений их деятельности. В качестве стимулирования в педагогической деятельности распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это система методов, выстроенная по определенному признаку. Классификация помогает выявить в методах общее и специфическое, случайное и существенное, теоретическое и практическое. Это способствует осознанному выбору метода преподавателем, более эффективному их применению.
По характеру воздействия методы воспитания подразделяют на упражнения, убеждение, поощрение и наказание. Методы делят по критериям: применимость, направленность, особенность и др.
По направленности выделяют три группы методов: методы формирования сознания (объяснение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, лекция, увещевание, инструктаж, внушение, доклад, диспут, пример); методы организации деятельности, формирования и совершенствования опыта поведения (воспитывающие ситуации, поручение, упражнение); методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).